Open
Close

Мамина гордость: мой ребенок – отличник. Всегда ли это повод для радости? А надо ли быть отличником? — Каждый ли ребёнок способен достичь успеха

Олеся, спасибо за Ваш комментарий. Давайте попробуем развести два различных пониятия - объем заданий и обязательность их выполнения.
Детям могут задавать в разные дни различный объем заданий. Как правило, к концу рабочей недели, на выходные им задают немного меньше обычного, т.к. детки устают и нет смысла ставить перед ними невыполнимые задачи, материал на уставший организм, конечно же, плохо усваивается. Иногда на усмотрение учителя дается разный объем - что-то не успели изучить в классе, поэтому дали на дом чуть больше, чем вчера... Тут нет особо строгих правил, и человеческий фактор всегда имеет место быть.
Другое дело - обязательно ли выполнять задания... Единого подхода нет - каждый учитель имеет свою тактику организации учебного процесса. В нашей школе в первом классе родителям разрешали невыполнение домашних заданий в случае, если ребенок очень сильно устал... нас просили "не давить" на детей...
Но здесь есть один нюанс! Детям ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно объяснить происходящее! "Ты устал настолько сильно, что не в состоянии выполнить задания. Я тебе позволю сегодня отдохнуть, но знай, что завтра тебя все равно учитель может спросить на уроке и отругать за невыполненные задания! Поэтому пусть это будет единичным исключением". Сейчас я своей дочери говорю так: "Ты должна сама решить для себя, делать ли тебе уроки, и КАК их делать. Потому что результат твоих усилий ты узнаешь завтра на уроках. Провал, равно как и успех, зависят только от тебя!". Это очень хорошо развивает в ребенке чувство ответственности)))
Некоторые психологи утверждают, что иногда следует позволить ребенку не выполнить домашние задания, для того, чтобы он понял, какие последствия из этого вытекают (порицание учителя, плохие отметки, непонимание пройденного материала и т.д.). Но, согласитесь, есть дети, которым все равно - ругают их, или нет, главное - при желании можно делать уроки, а можно и не делать...
Поэтому я лично противник такой тактики. Однажды я позволила дочери не делать уроки в первом классе (она про них забыла, заигравшись, и вспомнила только ближе к ночи, когда нужно было ложиться спать). Я пожалела ее детский организм, которому нужно было отдыхать, а не делать уроки, на ночь глядя. Моя хитренькая дочь быстро смекнула, что этой тактикой можно воспользоваться и в будущем. И впоследствии начали возникать подобные ситуации - она тянула время до победного и перед сном вспоминала, что забыла сделать уроки... Пришлось применить жесткий метод - заставить ее делать уроки до часу ночи и внушить в разговоре, что отныне попустительства больше не будет.
Приучать детей к ответственности по отношению к урокам лучше всего еще в саду или на подготовительных курсах перед школой. Именно родители должны показать важность и значимость исполнения поставленных перед ребенком задач. В саду дают различные задания - как правило, это совместные с родителями поделки для выставок. На подготовительных курсах нам тоже задавали небольшие домашние задания.
В школьном учебном процесс роль родителей не сводится только к тому, чтобы следить за оценками в дневнике или определять, хорош или плох учитель! Конечно, мы первые, кто учим наших детей учиться!
Организуйте режим дня ребенка так, чтобы в нем было обязательное время на выполнение домашних заданий, и контролируйте этот процесс! Удачи вам!))))

Часто возникает вопрос: как сделать из ребенка отличника или, иными словами, есть ли заслуга родителей в том, что их сын или дочь учатся на «отлично»? Надо признать, что детей, которые бы относились к учебе исключительно ответственно без особой на то установки взрослых, не так уж много. В основном отличникам становятся те дети, чьи родители приложили для этого определенные усилия. И речь здесь, как вы понимаете, идет вовсе не о том, что они искали подход к учителям, а о том, что они постарались дать своему ребенку еще до школы хорошую базу знаний, а самое главное – привили ему усидчивость!

Терпение и самостоятельность – залог успехов в учебе

Если посмотреть статистику успеваемости учащихся начальных классов и средней школы, можно заметить определенную закономерность: отличников среди младших школьников больше, чем среди старшеклассников! Куда же делись те умненькие малыши, подававшие большие надежды? Все просто: не хватило терпения ни у них, ни у их родителей, ослабивших со временем контроль за тем, как выполняют их дети домашние задания, какие приносят оценки из школы. Значит, перед родителями, желающими видеть своих детей отличниками, стоит непростая задача: с одной стороны ребенка надо контролировать, а с другой – делать это ненавязчиво, так, чтобы маленький школьник привыкал к мысли, что домашние задания нужно выполнять независимо от того, проверят их родители или нет; что оценки нужно получать хорошие потому, что это «норма», а не потому, что его будут особенно за это хвалить или ругать.

У ребенка должна быть мотивация

Если для нас, взрослых, столь важно, чтобы наш труд был по достоинству оценен материально или хотя бы отмечен похвалой, тогда что говорить о детях: очень важно мотивировать их на отличные оценки. Установки могут быть следующие: «ты должен быть лучшим», «ты должен быть отличником», «у тебя все получится», «мы должны гордиться тобой», «ты не можешь нас подводить», «мы в тебя верим» и так далее. Постепенно ребенок привыкнет к мысли, что, как бы ни было ему трудно, как бы ни хотелось иногда полениться и не подготовиться к урокам, он не должен подводить родителей!

Книги, книги и еще раз книги

Если дети растут в читающей семье, можно считать, что для родителей вопрос о том, как воспитать отличника и что специально для этого делать, уже почти решен. Ребенок, воспитанный в такой атмосфере, и сам будет много читать, а значит, много знать! Он будет на порядок опережать своих не читающих одноклассников: его устные ответы будут отличаться глубиной, развернутостью и выразительностью; письменные работы будут грамотными не только потому, что он выучил наизусть все правила орфографии и пунктуации – зрительная память не даст ему допустить ошибку, ведь читая книги, он автоматически запоминает правописание многих слов, в том числе и словарных, не поддающихся правилам.

Статус отличника обязывает всегда быть на высоте

Родителям нужно постараться максимум усилий со своей стороны приложить в первые годы учебы: научить ребенка учиться. Что сюда входит? Ребенок должен выполнять все домашние задания, в том числе и устные; его тетради, дневник, учебники – все должно быть в образцовом порядке; на уроках он должен быть всегда собранным, внимательным и активно работать. Если ребенок привыкнет быть в числе лучших учеников класса, он всеми силами будет и сам стараться поддерживать имидж отличника: честолюбие не позволит ему учиться хуже!

Часто возникает вопрос: как сделать из ребенка отличника или, иными словами, есть ли заслуга родителей в том, что их сын или дочь учатся на «отлично»? Надо признать, что детей, которые бы относились к учебе исключительно ответственно без особой на то установки взрослых, не так уж много. В основном отличникам становятся те дети, чьи родители приложили для этого определенные усилия. И речь здесь, как вы понимаете, идет вовсе не о том, что они искали подход к учителям, а о том, что они постарались дать своему ребенку еще до школы хорошую базу знаний, а самое главное – привили ему усидчивость!

Терпение и самостоятельность – залог успехов в учебе

Если посмотреть статистику успеваемости учащихся начальных классов и средней школы, можно заметить определенную закономерность: отличников среди младших школьников больше, чем среди старшеклассников! Куда же делись те умненькие малыши, подававшие большие надежды? Все просто: не хватило терпения ни у них, ни у их родителей, ослабивших со временем контроль за тем, как выполняют их дети домашние задания, какие приносят оценки из школы. Значит, перед родителями, желающими видеть своих детей отличниками, стоит непростая задача: с одной стороны ребенка надо контролировать, а с другой – делать это ненавязчиво, так, чтобы маленький школьник привыкал к мысли, что домашние задания нужно выполнять независимо от того, проверят их родители или нет; что оценки нужно получать хорошие потому, что это «норма», а не потому, что его будут особенно за это хвалить или ругать.

У ребенка должна быть мотивация

Если для нас, взрослых, столь важно, чтобы наш труд был по достоинству оценен материально или хотя бы отмечен похвалой, тогда что говорить о детях: очень важно мотивировать их на отличные оценки. Установки могут быть следующие: «ты должен быть лучшим», «ты должен быть отличником», «у тебя все получится», «мы должны гордиться тобой», «ты не можешь нас подводить», «мы в тебя верим» и так далее. Постепенно ребенок привыкнет к мысли, что, как бы ни было ему трудно, как бы ни хотелось иногда полениться и не подготовиться к урокам, он не должен подводить родителей!

Книги, книги и еще раз книги

Если дети растут в читающей семье, можно считать, что для родителей вопрос о том, как воспитать отличника и что специально для этого делать, уже почти решен. Ребенок, воспитанный в такой атмосфере, и сам будет много читать, а значит, много знать! Он будет на порядок опережать своих не читающих одноклассников: его устные ответы будут отличаться глубиной, развернутостью и выразительностью; письменные работы будут грамотными не только потому, что он выучил наизусть все правила орфографии и пунктуации – зрительная память не даст ему допустить ошибку, ведь читая книги, он автоматически запоминает правописание многих слов, в том числе и словарных, не поддающихся правилам.

Статус отличника обязывает всегда быть на высоте

Родителям нужно постараться максимум усилий со своей стороны приложить в первые годы учебы: научить ребенка учиться. Что сюда входит? Ребенок должен выполнять все домашние задания, в том числе и устные; его тетради, дневник, учебники – все должно быть в образцовом порядке; на уроках он должен быть всегда собранным, внимательным и активно работать. Если ребенок привыкнет быть в числе лучших учеников класса, он всеми силами будет и сам стараться поддерживать имидж отличника: честолюбие не позволит ему учиться хуже!

Фотобанк lori.ru

Нагрузки на детей в школах в последнее время выросли, и поддерживать высокий статус отличника становится сложнее. Как обеспечить хорошие отметки в дневнике, не заставляя ребенка со слезами сидеть над домашними заданиями и не формируя отвращения к учебе «из-под палки»? Есть несколько «партизанских» способов.

Метод «зеленых чернил»

С моими сочинениями, диктантами и контрольными такое случалось редко, но я до сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю щедрые учительские росчерки красными чернилами. Помню, преподаватели в нашей школе обычно ставили в дневнике отметки синей пастой, но «двойки» (а иногда и «тройки») – непременно красной. Такое ощущение, что наше внимание хотели заострить на неудачах: «Ошибся!»

Фотобанк lori.ru

Татьяна Иванко, знаменитая на просторах интернета мама, ведущая блог о воспитании детей, практически не водила свою дочь в школу раннего развития, предпочитая заниматься с ней дома самостоятельно. Проверяя, как дочка выводила в тетради крючки, кружочки и другие фигуры, Татьяна использовала вместо классической красной пасты зеленую. Она не подчеркивала ошибки, а, напротив, обводила в кружок крючки, которые удались дочке лучше всего, со словами «Идеально» и т.п.

По мнению Татьяны, когда внимание ребенка концентрируется не на ошибках, а на том, что сделано хорошо, он получает совсем другие эмоции, заряд мотивации, хочет снова и снова делать то, что у него получается. Формирование любви вместо отвращения к обучению – лишь вершина айсберга. Умение акцентировать внимание на успехах и не переживать за ошибки наверняка не раз поможет стойко переносить сложные ситуации и двигаться к цели, несмотря ни на что, во всей последующей жизни.

Быть или казаться?

Люди субъективны, и школьные педагоги – не исключение. Есть один старый образовательный фильм – «Я и другие». В нем показано несколько экспериментов, во время одного из которых студентам демонстрируют фотографию мужчины и просят составить его психологический портрет. Фотография всегда одна и та же, но вводную информацию студентам дают разную. Одним участникам экспериментатор говорит, что на фото преступник-рецидивист, а другим мужчину представляют как известного ученого. В итоге психологические портреты сильно различаются – от «хитрого и безжалостного садиста» до «приятного человека, который, наверное, любит детей».

Отличник – зачастую такой же «психологический портрет». У педагогов в классах бывают свои любимчики – их неудачи и неправильные ответы частенько списываются на переутомление, болезнь, «не тот день». Есть и так называемые хронические двоечники – правильный ответ такого ребенка у доски может восприниматься как «угадал» или «задача была легкой».

Фотобанк lori.ru

Я немного утрирую, но часто в стенах школ наблюдаются похожие явления. И родитель – именно тот человек, который может на них повлиять. Большую роль играет то, как вы общаетесь с педагогом, как преподносите своего ребенка, какой образ создаете. Речь не идет о том, чтобы полностью компенсировать отсутствие знаний хорошими отношениями с учителями, просто школьник начинает выглядеть в глазах педагога иначе, и получает более высокие шансы раскрыть свой потенциал.

Вашему ребенку нужна цель

В древнегреческом мифе о Сизифе повествуется о жестоком и бессмысленном наказании, которому был подвергнут в царстве теней основатель и царь Коринфа. Сизиф должен был раз за разом вкатывать на вершину горы огромный камень, после чего тот сразу срывался вниз.

«Сизифов труд» – словосочетание, которое часто используют для описания бессмысленной, не имеющей цели работы. Именно так многие дети воспринимают учебу в школе. Для чего нужно вставать с утра пораньше, идти в школу, просиживать штаны за партой, а вечером выполнять надоевшие домашние задания?

Если вы хотите заинтересовать и замотивировать ребенка, заставить стремиться к хорошим оценкам – покажите ему цель. Пусть он знает, для чего все усилия, к чему он стремится. Хорошая цель – поступление в престижный ВУЗ, возможность в будущем овладеть желанной профессией. Пусть ребенок понимает, что делает первый шаг именно сейчас, высчитывая дискриминанту в домашнем задании по алгебре.

Фотобанк lori.ru

Подойдут и более приземленные цели. Ребенок хочет новый велосипед или роликовые коньки? Пусть ради этого закроет на «четыре» и «пять» учебный год.

Сила самообразования

Говорят, что лучший способ стать эрудированным и разносторонним человеком – больше путешествовать. Из школьных учебников можно получить много знаний, но они зачастую сухие и скучные. Одно дело читать о подвиге Минина и Пожарского, и совсем другое – увидеть памятник двум героям на Красной площади, посмотреть в музее на настоящую кольчугу тех времен. Знание приобретает краски и становится интересным, когда оно живое, на него можно посмотреть, потрогать.

Фотобанк lori.ru

Доказано: человек лучше и охотнее запоминает ту информацию, которая ему интересна. Ребенка нужно почаще водить по музеям, зоопаркам и другим местам, где он может в увлекательной форме познать мир. Не стоит замыкаться на школьной программе, чтении параграфов «от сих до сих». Намного ценнее привить ребенку любовь к самообразованию – тогда и школьная программа будет даваться проще.

Одним из своих лучших школьных учителей я считаю преподавателя по физике Афонина Юрия Михайловича. Этот незаурядный человек научил наш класс не только своему предмету, но и тому, как нужно воспринимать сам процесс обучения. Мы приходили, чтобы узнать второй закон Ньютона, а получали багаж знаний, который выручает в жизни до сих пор.

Однажды, в день контрольной работы, Юрий Михайлович спросил у меня: «Ну что, учил?» На мой утвердительный ответ недовольно покачал головой: «А вот не надо учить. Понимать надо». Эта мысль красной нитью проходила через все наши уроки физики, и сейчас я все больше ощущаю ее ценность.Фотобанк lori.ru

На мой взгляд, именно такой подход к обучению позволяет преподносить знания в максимально интересной, легкой форме, зачастую вообще в виде игры. Да и ребенку их усвоить будет гораздо проще, чем набор непонятных цифр и фактов.

Воспитать отличника непросто. Но для начала необходимо ответить на вопрос: «Для чего?». Очень часто родители преследуют свои личные цели. Они пытаются реализовать собственные мечты посредством ребенка. Быть отличником – серьезная нагрузка. И давно уже доказано, что «пятерки» в дневнике не влияют на успех во взрослой жизни.

Еще необходимо отметить, что всегда бывают исключения. В семьях неграмотных людей рождаются дети, наделенные огромным талантом и способностями к обучению. Или в семье профессоров малыши приносят из школы «тройки» с минусами. Поэтому к каждому ребенку должен быть изначально индивидуальный подход. И если вам учеба давалась легко, то не стоит считать, что и у ваших детей не будет проблем с усвоением материала.

Ни в коем случае не заставляйте маленького ученика дни и ночи просиживать над учебниками. Учебный процесс, в первую очередь, должен вызывать интерес. И, конечно, никогда выполнение домашних заданий не должно сопровождаться криком, скандалами и угрозами. Даже если вы всеми силами хотите воспитать настоящего отличника, то давление с вашей стороны только навредит ребенку. Вы рискуете навсегда отбить у него желание заниматься, и кроме того, такая обстановка в доме может спровоцировать возникновение детской депрессии. Поэтому учеба учебой, а душевное состояние ребенка должно быть всегда в равновесии.

Не забывайте о питании. Маленькому организму необходимы и фрукты с овощами, и мясо с рыбой. Откажитесь от сухих завтраков в школе и бутербродов. Иначе ребенку будет тяжело сконцентрировать свое внимание и усвоить новый материал. Кроме того, маленькому ученику необходимо как можно чаще бывать на свежем воздухе и хорошо высыпаться. Даже если он не успел сделать домашнее задание, то нельзя допускать того, чтобы он просиживал за учебниками до 12 ночи или позже. Составьте распорядок дня, соблюдать который должны все члены семьи.

Иногда многие родители стараются подкупить своего ребенка. Безусловно, деньги или подарки всегда служат хорошей мотивацией для детей, как, впрочем, и для взрослых. Но тут уже речь идет о том, что такая «зарплата может испортить характер и заложить неверные приоритеты в подсознание» ребенка. Совершенно неправильно говорить ему, что за каждое выученное задание он получит шоколадку, а если не прогуляет урок, то две. Очень скоро дитя почувствует, что может с легкостью манипулировать родителями. В таком случае все труды будут сведены на «нет».

Но есть другой способ материальной мотивации. Попробуйте установить цену за оценки. Так, «пятерка» в четверти стоит, допустим, 100 рублей. Тут речь идет о небольших суммах, чтобы ребенок знал цену деньгам и понимал, как тяжело их заработать самому. У школьника появляется выбор, учиться или нет. И этот выбор только за ним. Когда четверть окончена, маленький будущий отличник получает свою зарплату. На эти деньги он может купить себе какой-либо подарок. Желательно, чтобы в течение самой четверти мамы и папы не одаривали кроху различными игрушками. Тогда его новая покупка будет еще желаннее, и сформируется более сильная мотивация к учебе. В скором времени ребенок будет работать уже не на подарки, а на поддержание своей репутации отличника. Но внимательно следите за ситуацией, чтобы она не вышла из-под контроля.

Никогда не выполняйте домашнее задание за своего ребенка. Он должен сам с ним справляться. Но в то же время, если ему не удается найти решение задачи, помогите ему. Следите, чтобы с вашей стороны контроль над успеваемостью ребенка был постоянным, но ненавязчивым. Если вы заметили, что вашему малышу сложно выучить или разобраться с каким-либо предметом в школе, обязательно наймите репетитора.

Не забывайте и о том, что иногда в дневник все равно будут заглядывать «тройки» или даже «двойки». Ругать за них ребенка нельзя. Необходимо найти причину их появления. Так, быть может, появилась новая учительница в школе или возникла ссора на уроке с одноклассником. Иногда тема на уроке преподносится таким образом, что для ребенка она оказывается непонятной. Самое главное, чтобы у малыша сохранилось желание обучаться, в таком случае в скором времени стройным шагом «пятерки» опять войдут на страницы его дневника. Удачи!