Open
Close

Игры с тактильными дощечками. Тактильная доска для дошкольников своими руками. Игры на развитие тактильной памяти детей

Долго выбирая между тактильными дощечками и тактильными крышками для ребенка, я решила остановиться на втором варианте.


А развивающих игр с такими крышками, как оказалось, можно придумать огромное количество...

Почему я долго выбирала между дощечками и крышками?

Плюс дощечек в том, что тактильную поверхность можно сделать достаточно большой. Из таких дощечек можно составлять тактильные коврики и ходить по ним босиком или прикладывать к различным частям тела для обогащения тактильного опыта ребенка.

Большой размер дощечек для некоторых, как и для меня, может оказаться и минусом: их нужно где-то хранить, а значит тактильных вариантов будет заведомо меньше.

Для создания своего пособия я решила использовать металлические крышки от детского питания "Фрутоняня".

Что заставило меня остановить свой выбор именно на них:

  • доступность : необходимое число крышек можно быстро собрать, т.к. детское питание "Фрутоняня" выдают на молочной кухне;
  • уже готовы к использованию : крышки нужно только помыть, не нужно измерять, чертить, вырезать и т.п.;
  • эстетичность : все крышки ровные, одного размера, с закругленными краями, приятные на ощупь, чего тяжело добиться при самостоятельном изготовлении дощечек;
  • относительно небольшой размер (среди доступных крышек самые крупные): достаточно небольшие для компактного хранения и достаточно большие для тактильного восприятия.
Кроме крышек для создания пособия мне понадобились клеевой пистолет и БОЛЬШОЕ количество различных по цвету, весу и фактуре материалов, которые я собирала более года, пока все обдумывала.

Это могут быть:

Различные типы бумаги, картон, целлофан, губка, пнопласт и т.п.,

Пуговицы, ракушки, бусины, бисер, спички, палочки, камни, фигурки из стекла и других материалов,

Семена, орехи, семечки, крупы, макаронные изделия...

А сам процесс изготовления тактильных крышек очень быстр!

Из картона я вырезала кружок достаточного диаметра, чтобы точно подходить для внутреннего размера крышки. Далее использовала его как трафарет для вырезания кругов из различных материалов.

Старший сын сам сделал несколько тактильных крышек в подарок младшему на двухлетие: для него это возможность проявить себя, почувствовать свою значимость и причастность, а также потренировать моторику, для меня - возможность сфотографировать процесс.


Клей в пистолете нагревается за считанные минуты. При этом он не очень горячий: температура клеевого состава 110 градусов. После выдавливания клей быстро остывает и затвердевает, поэтому им нельзя обжечься при попадании на кожу (ни у сына, ни у меня не получилось;-)).

Мы смазывали клеем наклеиваемую деталь и быстро прижимали к крышке. В течение 1-2 минут клей затвердеевает, и с крышками уже можно играть!


Младший сын буквально "вырывал" их из моих рук.



При первом знакомстве он некоторые оставил себе, а часть отложил в сторону - не понравились!


Затем мой двухлетний сын придумал игру, которая повторялась потом из раза в раз, когда я давала сыну крышки:


сын переворачивал все крышки по-очереди тактильной поверхностью вниз, а затем опять кверху.


Каждую крышку он обязательно ощупывает пальчиками.


Тактильную поверхность рассматривает.


И может приложить к губам, щекам...


Шестилетний сын долго не мог оставаться в стороне от новой игрушки брата, отобрал себе часть крышек и разложил, руководствуясь своими принципами.


Небольшое количество тактильных крышек удобно хранить в банках из-под чипсов. При желании для младших деток в крышке можно сделать прямоугольную щель, тогда детки будут опускать крышки в банку как в копилку.

Когда крышек у меня стало на три полных банки, я решила переложить их в коробку, что оказалось очень удобно.


Весь верхний ряд с парами одинаковых крышек. Средний - с парам похожих крышек по какому-либо признаку. Нижний ряд с крышками в одном экземпляре.

ВАРИАНТЫ НЕ ТОЛЬКО ТАКТИЛЬНЫХ ИГР С ТАКТИЛЬНЫМИ КРЫШКАМИ :
1. Найти точную пару крышек (с открытыми или закрытыми глазами).


2. Найти логическую пару крышек.


3. Ощупать крышку и описать свои ощущения словами. Подбор нужного слова (округлый, ребристый, мягкий и т.д.) расширяет словарный запас.

4. К одной крышке постараться подобрать как можно больше соответствующих прилагательных, описывающих тактильные ощущения, или существительных, которые могут быть похожими на ощупь (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).

5. Ощупать крышку и найти ей пару из имеющихся картинок или предметов (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).


Затем выбранные предметы/картинки можно убрать и предложить ребенку вспомнить пары, ощупывая крышки.

Предметы для этого варианта игры я взяла из другой моей "Чудо-коробки" .

6. Найти пару крышек, которые можно описать словами-синонимами.


7. Найти пару крышек, которые можно описать словами-антонимами.


Вариант игры: понятия "большой-маленький".


8. Составить последовательность из крышек от самой приятной на ощупь до самой неприятной и объяснить свой выбор (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).


8. Тактильное мемори (с открытыми или закрытыми глазами).

Вариант: тактильное геометрическое мемори.


9. Составление узоров, мандал.


10. Составление последовательности, в которой каждая следующая крышка похожа на/отличается от предыдущей по одному или нескольким признакам (с открытыми или закрытыми глазами).


11. Зрительная память по Шичиде: быстрый показ одной крышки, которую затем нужно найти среди двух и более похожих.

Тактильная панель из ткани для детского сада своими руками

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». Конфуций
Люблю эту цитату, потому что она как нельзя лучше описывает весь принцип познания детьми окружающего мира. Ведущим видом деятельности у детей от года до трех лет, вспоминаю из возрастной психологии, является «манупилирование с предметами». Этот термин включает в себя от самого простого трогать, дергать, стучать предметы друг об дружку до усложненного: пользоваться вилкой и ложкой, шнуровать ботинки, застегивать молнию и многое другое.
Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности, речи.
Ребенок прикоснулся к неровной или гладкой поверхности? Что он почувствовал? В этот момент он мысленно сравнивает различные поверхности. И мы уже много раз ему говорили о горячей и холодной воде. О пушистой кошке и гладком листочке. Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно мыслить.
Игра с панелью помогает тренировать координацию и навыки движения, а разнообразие текстур материалов, их различная плотность и отдельные мелкие детали прекрасно развивают тактильные ощущения и сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику рук малыша.

Сейчас в магазинах очень большое разнообразие, но так приятно сделать самой яркую игрушку для своего ребенка. К тому же многофункциональные игрушки, созданные руками мамы имеют огромное эмоциональное значение.

Для основы я взяла небольшой кусок пластмассовой доски. Просто разделила доску на 8 частей и заполнила получившиеся участки подготовленными материалами. интересными с тактильной точки зрения.



Мое игровое развивающее пособие состоит из следующих материалов: мех искусственный, джинсовая ткань с выпуклым рисунком и вшитой молнией, атласная ткань, яркая Хб ткань с детским рисунком, бархатная поверхность, лоскут с пришитыми пуговицы разного размера, гладкая джинсовая ткань с пластмассовые бусинами, мягкие комочки, мешочек с шуршащими фантиками, лентами, пришитыми с одной стороны.




Главное, чтобы игровая панель была безопасной. Поэтому особое внимание нужно уделять способу крепления предметов на панель. Все должно быть надежным и проверенным на прочность, ведь, малыш будет не только ручками крутить и вертеть, но, возможно, попробует и на вкус.
Мой двухлетний сын очень любит играть с тактильной доской. Самое главное для каждой мамы видеть как ребенок растет, развивается и радуется новому занятию.

Светлана Гудкова

Уважаемые коллеги!Здравствуйте! Предлагаю игры с тактильными дощечками . Что такое тактильная память ? Тактильная память- это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Сделали их сами. Для этого понадобится 10 дощечек с разной шероховатостью. На верх наклеили мех,бархатную бумагу,капли воска,наждачная бумага,шнуровка,байк,спички или маленькие палочки,вельвет или джинсовку,одна дощечка с гладкой поверхностью. На обратной стороне написали её порядковый номер от 1 до 10. Вариантов игры можно придумать много. Вот одна из них. Разложить дощечки по порядку от 1 до 10 номером книзу. Закрыть глаза и тщательно,не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки . Надо запомнить,какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешать все дощечки , и разложить в прежнем порядке. Ещё один вариант. Потрогать дощечку с закрытыми глазами и представить, что тебе напоминает её поверхность. Например дощечка с мехом похожа на кошечку или шубу. И так с каждой дощечкой .








Спасибо за внимание!

Екатерина Калугина

Для изготовления тактильных дощечек мы использовали гофрированный картон от коробок. Размером они получились довольно-таки большими - квадраты со стороной 14 см.


Заготовки обклеили цветной бумагой для принтера.


Для оформления тактильного поля использовали геометрические формы, созданные зернышками гречки, риса, гороха, арбуза, приклеили их на клей ПВА.

Для оформления другой дощечки мы использовали короткие цветные карандаши, которыми уже неудобно рисовать, но выкидывать их не пришлось и мы подарили им вторую жизнь. Разрезали карандаши вдоль, убрали грифель и приклеили на клей ПВА.


Пригодились и винные пробки, нарезали канцелярским ножом кружочки и приклеили.


Следующая дощечка получилась разнофактурной : кусочек поролона, флиса, текстурные обои, шершавая сторона от губки для посуды.


Дощечки могут быть с сюжетным изображением. Например, проведи собачку домой (или завези машинку в гараж и пр.) .

Любой бросовый материал может превратиться в великолепное пособие для развития мелкой моторики рук, мышления и просто интересную пальчиковую игру.

Публикации по теме:

"Волшебный мешочек" - это игра, помогающая обогатить активный и пассивный словарный запас ребенка, сделать его речь более рассудительной.

Одной из основных моих задач, как педагога – психолога, способствовать развитию таких познавательных процессов как: внимания, памяти,.

В развитии мелкой моторики особое внимание уделяем сенсорному восприятию, тактильным ощущениям, это благоприятно сказывается на развитии.

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, памяти. Один из способов развития моторики: тактильные мешочки. Что бы пошить мешочки необходимо.

Цель: развитие тактильного восприятия Задачи: развитие мелкой моторики; обогащение словаря новыми понятиями; расширение знаний о качествах.

Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов,.

Игровое дидактическое пособие:"Тактильные Пальчики" Цель: Формировать навыки различия и написания букв и воображения (прочтения слов,.

ТАКТИЛЬНЫЕ ДОЩЕЧКИ

Тактильная память это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с «тактильными дощечками» - развитие тактильной памяти.

Цели. Развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Материал. Набор из 10-45 дощечек с разной шероховатостью поверхностей.

Изготовление дощечек:

а) вырезать из толстого картона или любого другого жест кого материала 10-15 дощечек размером 5x10 см;

б) на одной стороне каждой дощечки написать ее порядковый номер от 1до15;

в) все дощечки должны быть разными на ощупь, для этого следует:

  • на дощечку №1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха;
  • на дощечку №2 - наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой);
  • на дощечку №3 - кусочек мягкой ткани (байка, фланель);
  • на дощечку №4 накапать расплавленный воск
  • от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли;
  • на дощечку №5 наклеить кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно):
  • на дощечку №6 - спички или маленькие тонкие палочки;
  • на дощечку №7 - скорлупки ел орехов;
  • на дощечку №8 - фольгу или целлофан, ее поверхность должна быть гладкой:
  • на дощечку №9 наклеить бархат или бархатистую ткань;
  • на дощечку №10 - рубчатую ткань (вельвет);
  • на дощечку №11 - крупу (греча или перловка);
  • на дощечку №12 - чешуйки от шишки;
  • на остальные дощечки можно наклеить те материалы, которые сочтете нужным (мелкая крупа, разломанные кусочки палочек, засушенный листок и т.п.).

Этапы работы:

  1. Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза.
  2. Вложить в его руки дощечку с установкой ее потрогать.
  3. Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, колючего ежа, зубастого волка и др.).
  4. Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза.

Правило: для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек, в зависимости от возраста.

Предварительный просмотр:

Игры с тактильными дощечками

Игра №1:

Разложите дощечки в ряд по порядку номеров от 1 до 10.

Предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть малыш запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ребёнок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.

Игра №2:

Ребёнок берёт дощечку №1(на которой мех). С закрытыми глазами ощупывает. Спросите, что напоминает поверхность? Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть малыш фантазирует!

Теперь трогаем дощечку №4. Прикасаясь к ней можно представить кочки на болоте или капли варенья на блюдце и пр. Спросите вашего ребёнка, что представляет он, когда дотрагивается до этих дощечек? Не торопите малыша, он должен сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Игру можно усложнить, если попросить ребёнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка.

Игра №3:

У вас и вашего ребёнка, наверняка много знакомых и родственников (детей и взрослых). Поиграйте с ребёнком в весёлую игру. Представляйте, что каждая дощечка – это кто – то из знакомых. Дощечка №1, например, папа (или дед). Потому что у него такая же мягкая пушистая борода. Дощечка №8 (пустая) – сосед Вася, потому что лысый. Детвора с удовольствием играет в смешные «представлялки». Игру можно усложнить, если предложить нарисовать, кого напоминает дощечка.

Игра №4:

Более сложная игра для детей, с которыми вы уже развивали память и воображение. Предложите ребёнку составить сказку или мультфильм из дощечек. Например: «Я иду по мягкой траве (берёт дощечку №1). Вижу дом с шершавой стеной (берёт дощечку № 2). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью). Вдруг пошёл дождик и на стекле появились капли (дощечка с воском). И так далее. Побуждайте ребёнка фантазировать.

Игра №5:

Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить , почему. Например: дощечки №1,8,3 – приятные, потому что они мягкие, пушистые, гладкие и т.д. Дощечки №2 и 7 – неприятные, потому что колючие, шершавые и т.д. Игру можно усложнить, предложив ребёнку разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной.