Open
Close

Здоров ли ваш новорожденный малыш? Что нужно знать о новорожденном, отправляясь в роддом? Может ли быть аллергия у новорожденного Что делать, если у новорожденного болит живот

Казалось бы, ну какая щетина может быть у новорожденного человечка? Бред и вздор! Ан нет, может, только не в том виде, которое рисует наше воображение. Давайте разберемся, что за «зверь» со столь странным названием одолевает наших малышей, как его идентифицировать и чем мы можем им помочь.

Из этой статьи вы узнаете:

Диагноза «щетина у новорожденных» представители официальной медицины не ставят. Такое заболевание попросту отсутствует в медицинских справочниках . Но, несмотря на это, подобное явление наделено вполне отчетливыми чертами и характеристиками:

  • беспокойный сон;
  • безосновательный плач;
  • видимый дискомфорт, что заметен во время бодрствования и отдыха крохи;
  • жесткие, короткие темные волоски, пробивающиеся сквозь нежную кожу чаще в области спинки, плечей, бедер, рук и ног.

Обнаружить щетину у малыша визуально бывает сложно, но ее достаточно просто почувствовать, проведя рукой, смоченной в собственном грудном молоке, по телу ребенка в разных направлениях.

Кожа с нехарактерным для детей волосяным покровом тактильно будет напоминать недавно побритый подбородок взрослого мужчины, собственно потому, этому явлению и дано соответствующее название.

Представители народной медицины дали ему определение «кочерга» и сталкиваясь с ним, предоставляют множество советов по его устранению.

Откуда «ноги растут»

По сути, щетинка у новорожденных – это атавизм. Хотим мы того или нет, но отголоски эволюции человека разумного нет-нет, но дают о себе знать, отсюда периодически и проявляются несвойственные нашему пониманию явления, включая и те, что мы изучаем в этом материале.

В норме, кожные покровы новорожденных покрыты мягким пушком, но вследствие определенных генных аномалий, он обретает жесткость и окрашивается темным пигментом.

Если вы столкнулись с младенческой щетиной примерно на 2-3 месяце жизни ребенка, не стоит переживать, о том, что он станет объектом научных исследований и его фотографии поселятся в учебниках по биологии. Все не так страшно, как может казаться.

Как бороться с проблемой «бабушкиными» методами

Поскольку щетинка сильно досаждает крохе, не дает спать, колется, зудит, провоцирует образование опрелостей и раздражений, родители непременно предпримут всевозможные меры по ее устранению. И первое, что может прийти в голову – это сбрить ее.

Но, постарайтесь не поддаться искушению взяться за бритву. Этим вы не поможете крохе, а скорее усилите его страдания.

Для борьбы с кочергой, народная медицина предлагает выкатывание. Только не яйцом, а тестом.

Чтобы избавиться от ненавистных волосков у новорожденного необходимо:

  • Приготовить самое обыкновенное липкое пресное тесто (вода с мукой) или заготовить хлебный мякиш, введя в него немного грудного молока;
  • Хорошенько распарить кожу ребенка (в бане, в ванной или положив на проблемные участки тела теплое влажное полотенце);
  • Выкатывать тесто по «щетинным» участкам на протяжении 10 минут;
  • После процедур, увлажнить кожу детским маслом или молочком.

Процесс выкатывания отдаленно напоминает эпиляцию, только в отличие от женской гигиенической процедуры, он не доставляет малышу болевых ощущений. Тесто просто собирает волоски на себя, после чего его кожа становится нежной и гладкой.

К сожалению, выкатать всю щетину дочиста за одну процедуру часто не удается, поскольку отдельные волоски могут «сидеть» очень глубоко под кожей. В таком случае некоторые мамы могут решиться на их удалении с помощью пинцета.

Если после выкатывания что-то и осталось, не беритесь немедленно доделывать начатое. Оставьте все как есть, очень скоро «персиковая пушистость» пройдет сама.

Что нам говорит официальная медицина о щетине у новорожденных

Несмотря на то, что врачи откровенно высмеивают недуг под именем кочерга, они все же дают свою версию его возникновения.

По мнению педиатров, щетинные образования у новорожденных – это ничто иное, как остатки первородного пушка, омертвевших клеток эпидермиса и выделения сальных желез, смешавшиеся в единую массу из которой и формируются своеобразные темные катышки.

Никакой опасности здоровью ребенка они в себе не несут и самоустраняются путем регулярного классического туалета кожных покровов младенцев:

  • при их обработке маслами;
  • при ежедневном купании;
  • при мытье ребенка мягкой мочалочкой с детским косметическим средством.

Все, что требуется от мамочки – это тщательный уход за кожей младенца. Не время от времени, а ежедневные гигиенические процедуры. Именно благодаря им, колкие катышки быстро исчезнут, а на их месте появятся светлые волоски, абсолютно не досаждающие своим присутствием ребенку.

Приметы и суеверия

Поскольку щетина в большей степени – это сфера воздействия народной медицины, о ее происхождении существует немало неподтвержденных теорий. Возможно, вам будет интересно знать, откуда она берется с точки зрения ненаучных наблюдений, исходящих от наших всезнающих бабушек:

  • Щетина встречается у новорожденных, мамы которых не любят кошек;
  • Кочерга возникает у новорожденных малышей, мама которых во время беременности употребляла в пищу много сала со шкуркой или чрезмерно увлекалась лузганьем семечек;
  • Щетина – это наказание за стрижку матери при беременности и состригание ногтей крохе до года.

Современный человек, скорее всего, отнесется к подобным суевериям с улыбкой. Да и правильно сделает, ведь они не имеют под собой никаких аргументов. Потому, предлагаем не зацикливаться на проблеме и следовать собственному здравому смыслу: если ребенок мучается – попробуйте помочь ему, только аккуратно и без фанатизма.

И еще, не забывайте: новорожденные и малыши постарше всецело зависят от взрослых, и их состояние во многом зависит от того, сколько внимания им уделяют родные. Будьте наблюдательны, а материнская интуиция сама подскажет верное решение и способ устранения возникших детских проблем.

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Переходные состояния – почему о них надо знать заранее?

Ни для кого не секрет, что душевное спокойствие матери – одна из важнейших составляющих успешного грудного вскармливания . Лишние тревоги новоиспеченной маме ни к чему. Цель этой статьи заранее ознакомить матерей с маленькими неприятностями, ожидающими их в роддоме. Это поможет избежать многих страхов и сомнений, подстерегающих непосвященных мам.

Акт рождения – «нелегкое путешествие на другую планету». Первый шок и адаптация. Общие понятия о переходных состояниях периода новорожденности

При нормально протекающей беременности плод 9 месяцев пребывает в условиях идеальных для его роста и развития. Постоянная температура, стерильная среда, условия пониженной гравитации, бесперебойная подача по сосудам пуповины всех необходимых питательных веществ - все это защищает малыша от внешних стрессов, обеспечивая ему ровную и беззаботную внутриутробную жизнь. И вдруг, как гром с ясного неба – РОДЫ!

При переводе матери с новорожденным в послеродовую палату тесно пеленать ребенка не стоит, это будет ограничивать его движения и он лишится возможности согреться с помощью активных движений. Достаточно одеть его в чистую одежду и свободно завернуть в пеленку или одеяло.

Нужно помнить, что недоношенные дети гораздо хуже удерживают тепло, чем зрелые. Поэтому для их согревания могут понадобиться специальные средства: грелки, столик с подогревом или инкубатор.

Одна из основных проблем ухода за новорожденным заключается в том, что он не только легко переохлаждается, еще хуже он справляется с перегреванием. Неопытной матери довольно сложно прочувствовать это зыбкий баланс. Часто мамы слишком тепло укутывают ребенка, и прямым следствием этого является скачок температуры на 3-4 день жизни новорожденного до 38,0 – 38,5 С. Это состояние называется транзиторной гипертермией. Температура тела быстро нормализуется, если переодеть ребенка соответственно температуре в палате. Если вы неуверенны, не стесняйтесь спрашивать у медицинских сестер, как правильно одеть ребенка в той или иной ситуации. Это поможет избежать многих ошибок, как в роддоме, так и дома.

Идеально для терморегуляции новорожденного, если температура в родзале будет 25-26 С, а в послеродовой палате 22-23 С.

Кожа новорожденного: простая эритема, физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница

Кожа новорожденного не похожа на кожу взрослого человека. Она очень тонкая, нежная, бархатистая, легко травмируется. У некоторых детей кожа с самого начала розовая, чистая, и остается таковой на протяжении всего периода новорожденности. У других появляются различные высыпания, которые в большинстве случаев не носят патологического характера и проходят самостоятельно без всякого лечения, не доставляя ребенку особого беспокойства. К переходным (транзиторным) изменениям кожи новорожденного относятся простая эритема , физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница .

Простая эритема – это ярко-красное окрашивание кожи новорожденного, наступающее в первые минуты жизни (сразу после обтирания пеленкой) и постепенно проходящее на 4-5 сутки. Недоношенные дети остаются красными дольше – несколько недель.

Физиологическое шелушение кожи характерно для переношенных детей. Также может наблюдаться у родившихся в срок детей, у которых простая эритема проявилась особенно ярко. Кожа таких детей сухая, шелушение начинается на 3-4 день, кусочки кожи отделяются крупными пластинками.

Токсическая эритема – пятна красного цвета, различного размера, иногда с белой «головкой» в центре. Появляются на 2 день жизни, редко присутствуют с рождения. Самостоятельно проходят через 2-3 дня. При обильной токсической эритеме и выраженном беспокойстве ребенка неонатологи советуют допаивать ребенка 5% раствором глюкозы и назначают димедрол (сыпь по своему характеру очень похожа на аллергическую, предполагается, что ребенка может беспокоить зуд) .

Потница (милиария ) встречается не только у новорожденных, она будет преследовать ребенка на протяжении 2-3 лет жизни. При перегревании в кожных складках появляется множество микроскопических красных прыщиков, иногда пузырьков (закупориваются потовые железы), шершавых на ощупь – это и есть потница. Участки кожи с потницей надо мыть два раза в день теплой водой с мылом и тщательно просушивать полотенцем. Обычно этих мероприятий достаточно, чтобы справиться с потницей, при условии, что причина, вызвавшая перегрев устранена.

Говоря о коже новорожденного, нельзя не отметить еще одну важную особенность. Чем младше ребенок, тем выше проницаемость его кожи для различных веществ. Об этом нужно вспоминать каждый раз, собираясь нанести на кожу малыша, какие-либо мази или крема. Их компоненты бесконтрольно всасываются в кровь, а оказываемый ими эффект непредсказуем.

Как правило, кожа здорового младенца не нуждается ни в каком дополнительном уходе, кроме чистой воды и мыла. Всевозможные детские крема, масла, присыпки и соли для ванны, в изобилии представленные на рынке, зачастую приносят больше вреда, чем пользы и должны использоваться с большой осторожностью и только после консультации с врачом педиатром.

Желтуха новорожденных: физиологическая и патологическая

Примерно две трети всех новорожденных на 2-3 день жизни начинают желтеть. Желтушность появляется сначала на лице, а затем распространяется на живот и спину, редко желтеют ручки и ножки. Если общее состояние ребенка не нарушено, он активен, хорошо сосет грудь, такая желтуха считается физиологической и не требует лечения. Она исчезает на 7-10 день и связана с незрелостью систем, отвечающих за обмен желтого пигмента билирубина.

Помимо физиологической желтухи встречается и патологическая желтуха, которая чаще всего указывает на наличие у ребенка заболевания.

Патологическая желтуха отличается от физиологической следующими признаками:

  • Заметна с первых суток жизни

  • Впервые проявляется на второй неделе жизни

  • Имеет волнообразное течение (то исчезает, то появляется вновь)

  • Страдает общее состояние ребенка (он вялый, рвет, плохо сосет)

  • Желтуха сочетается с бледностью кожных покровов

  • Увеличение размеров печени

  • Уровень билирубина в крови больше 271 мкмоль/л

У недоношенных мальчиков яички опускаются в мошонку через несколько месяцев после рождения (зависит от степени недоношенности).

Длина полового члена у новорожденных мальчиков 2-3 см. Если длина пениса меньше 1см или больше 5-6 см, мальчику необходима консультация эндокринолога. Головка полового члена прикрыта крайней плотью, насильно открывать головку нельзя, это часто приводит к её инфицированию.

Транзиторные неврологические нарушения

Почти все новорожденные имеют невыраженную неврологическую симптоматику. Это связано с незрелостью у них нервной системы. Кроме этого, головной мозг новорожденного сильно страдает от недостатка кислорода во время родов, поэтому требуется некоторое время для полного восстановления всех его функций.


Чаще реакции развиваются в ответ на вспомогательные вещества, содержащиеся в витаминах, которые обычно выписывают педиатры для профилактики рахита.


Вспомогательные вещества соединяются с белками организма, что вызывает реакцию сенсибилизации, которую и называют аллергией, так как организм воспринимает новообразованные белки, как чужеродные.

В растущем организме витамин «Д» необходим для правильного усвоения кальция и фосфора.

Вследствие недостатка этого витамина у детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет развивается рахит – заболевание, характеризующееся нарушением роста и развития костной ткани.

Случается это из-за того, что ребенок получает с грудным молоком только 4% суточной нормы.

Взрослому человеку витамин «Д» необходим для правильной работы щитовидной железы, нервной и иммунной систем, сердца и почек.


У взрослых недостаток витамина «Д» ведет к нервозности, нестабильным сменам настроения, нарушению потоотделения, сна и аппетита. Часто наблюдаются снижение зрения, кариес и «ломота» в суставах.

Витамин «Д» настолько важен для человеческого организма, что его синтез происходит в коже, когда человек находится на свежем воздухе в солнечную погоду.

Поэтому нередко авитаминоз наблюдается у людей, проводящих большое количество времени в закрытых помещениях или выходящих на улицу в основном ночью.

Большое количество витамина «Д» содержится в следующих натуральных продуктах:


  • молочные продукты;
  • яйца;
  • печень трески;
  • рыбий жир;
  • петрушка;
  • грибы;
  • семена подсолнечника;
  • картофель;
  • лосось;
  • сельдь;

Кстати, в растительной пище намного меньше витамина «Д», чем в продуктах животного происхождения.

Поэтому веганам следует помнить, что они являются основной группой риска, находящейся под ударом, и либо прибегать к потреблению лекарственных препаратов с витамином «Д», либо же изредка потреблять продукты животного происхождения.

Вегетарианцы не находятся в зоне поражения, так как потребляют:

  • молоко;
  • яйца;
  • рыбу.

Среди фармацевтических препаратов следует назвать:


  • Аквадетрим;
  • Вигантол;
  • Рокальтрол;
  • Альфа Д3-ТЕВА;
  • Кальций Д3 – Никомед;
  • Видехол;
  • Остеотреол;
  • Этальфа.

Фармацевтический рынок предлагает множество препаратов, в которых содержится или чистый витамин «Д», или же он входит в состав смесей.

У грудничков

Аллергия на витамин «Д» у грудничка может проявляться по разному.

Наиболее частыми являются проявления в виде:

  1. сыпь и покраснения разной степени выраженности, распространяющиеся на лицо;
  2. шелушение мелкими чешуйками или пластами кожи;
  3. зуд на отдельных участках кожи, особенно выраженный в кожных складках;
  4. развитие приступа бронхиальной астмы;
  5. капризность.

Угрозу для жизни несут такие проявления, как:

  1. отек Квинке;
  2. приступ бронхиальной астмы;
  3. отеки в области гортани, губ, языка;
  4. насморк или кашель;
  5. анафилактический шок.

Проявление аллергической реакции на витамин «Д» у ребенка ничем не отличается от симптоматики, которая наблюдается у грудничков.

Ребенок становится капризным, появляются высыпания на коже тела, распространяющиеся на лицо, а затем отшелушивание кожных покровов.

В случаях тяжелой аллергии возможно развитие приступа удушья, анафилактического шока, отека Квинке.


Симптомы аллергии на витамин «Д» у взрослых несколько отличаются от типично детских симптомов.

У взрослых гораздо чаше аллергические реакции проявляются в виде:

  1. затруднения дыхания;
  2. ощущения тяжести и сдавленности в груди, боль (можно перепутать с приступом стенокардии);
  3. чувство зуда в глазах и ушах, покраснение конъюнктивы;
  4. чувство «заложенности» в легких, невозможность вдохнуть полной грудью.

Взрослые, как и дети, не застрахованы от аллергических реакций угрожающих жизни, таких как приступ удушья, отек Квинке или анафилактический шок.

Стоит обратить внимание на то, что проявление аллергии у беременной женщины не несет никакой угрозы плоду, так как он надежно защищен плацентарным барьером.

Но аллергия может проявиться у ребенка после рождения, так как часто является наследственной.

Для беременных свойственны те же проявления, что и для взрослых, но может добавляться крапивница, насморк и конъюнктивит.

Беременные не застрахованы и от развития опасных для жизни аллергических реакций, поэтому при появлении первых симптомов аллергии следует обратиться к врачу, чтобы выяснить причины и купировать состояние сенсибилизации.

Часто с аллергией путают передозировку.


Обратите внимание, что у передозировки витамина «Д» иные симптомы:

  1. тошнота и рвота;
  2. вялость, апатия, усталость;
  3. жажда;
  4. потеря аппетита.

Во-первых, первый прием ребенком витамина «Д» следует вести осторожно.

Витамин необходимо давать в самой малой из возможных дозировок, чтобы быть уверенным, что аллергия не проявится.

Если аллергия все же проявилась, то необходимо:

  1. немедленно прекратить прием препаратов с витамином «Д»;
  2. обратиться к педиатру или аллергологу за консультацией;
  3. врач должен быть проинформирован о том, какие препараты и продукты употреблял пациент;
  4. соблюдать рекомендации по диете и приему антигистаминных (противоаллергических) препаратов, если врач их назначит;
  5. не заниматься самолечением и не продолжать прием витамина без одобрения врача.

Чаще всего врачами при недостатке витамина «Д» назначаются следующие препараты:

Имеет несколько форм выпуска, начиная от масляного раствора и заканчивая таблетками.

Назначается:

  1. при подозрении на рахит;
  2. женщинам при многоплодных беременностях;
  3. беременным при наличии никотиновой зависимости;
  4. при наличии гиповитаминоза и авитаминоза;
  5. при алкоголизме и многих других заболеваниях, связанных с плохой усвояемостью витамина «Д».

Препарат, как и все лекарства с витамином «Д», повышает уровень холестерина в крови и способствует развитию атеросклероза.

Нельзя применять при патологии печени и почек, гипервитаминозе «Д».

При использовании препарата стоит учитывать индивидуальную чувствительность. Поскольку витамин Д имеет тератогенный эффект, при беременности не следует превышать суточную дозу, рекомендуемую лечащим врачом.

Более дорогой, нежели Витамин Д3.

Имеет сходные показания и противопоказания.

Выпускается исключительно в виде капель для приема внутрь.

Более высокая цена.

Препарат выпускается в виде жевательных таблеток с тремя вкусами (апельсин, мята, лимон).

Благодаря приятному вкусу хорошо подходит для назначения детям.

Показания и противопоказания сходны с предыдущими препаратами.

Самый дорогой из представленных препаратов.

Отличается от предыдущих тем, что действующее вещество в нем не витамин «Д», а вещество-предшественник альфакальцидол, который в печени превращается в непосредственно витамин «Д».

Выпускается в виде капсул.

Так же существенным отличием является запрет на употребление препарата в период беременности и лактации.

Все представленные препараты являются аналогами и выбираются, исходя из личных предпочтений и финансовых возможностей.

С осторожностью стоит относиться только к Альфа-Д3 ТЕВА из-за противопоказаний при беременности и лактации.

В любом случае, при выборе препарата стоит проконсультироваться с врачом, чтобы он подобрал дозировку, исходя из личных особенностей пациента и заболевания.

Единственный способ лечения аллергии на витамин «Д» – это прекращение приема препаратов, содержащих его, а так же исключение из рациона продуктов питания, богатых витамином «Д».

Самостоятельно лучше не прекращать прием витамина. Необходимо обратиться к лечащему врачу.

Врач может посоветовать не исключать витамин «Д» из рациона полностью, а для начала снизить дозировку и затем, в зависимости от развития аллергической реакции, или полностью запретить на время препараты и продукты с витамином «Д», или же снова их разрешить.

В тяжелых случаях, если реакция не утихает даже после прекращения приема витамина «Д», врач может назначить антигистаминные препараты.

Если сенсибилизация проявляется кожной сыпью и расчесами, то стоит прибегнуть к использованию кремов и мазей с противовоспалительным и антигистаминным эффектом.

Если у ребенка наблюдается тяжелая форма интоксикации, вызванная передозировкой витамина «Д», то врач может прибегнуть к назначению энтеросорбентов, которые быстро выведут токсины из организма.

В случае передозировки стоит повысить количество потребляемой жидкости, чтобы эффективно восполнить потери организма.

Меры профилактики аллергии на витамин «Д» довольно просты:

  • точное соблюдение дозировок препаратов, которые прописывает врач;
  • запрещено самостоятельно повышать дозу препаратов без консультации с врачом;
  • если речь идет о грудничке, которого кормят искусственными смесями, то необходимо сообщить педиатру марку смеси, чтобы он мог в зависимости от нее скорректировать дозировку витамина;
  • стоит отдавать предпочтение водному раствору витамина, так как он реже вызывает аллергию отличие от масляного;
  • если аллергическая реакция проявилась после первого приема препарата, то стоит прекратить его использование и попросить врача назначить аналог или скорректировать дозу.

Аллергия на витамин «Д» может быть следствием непереносимости некоторых пищевых продуктов.

  • исключить из рациона продукты, вызывающие аллергическую реакцию. В случае с витамином «Д» это молоко и молочные продукты, яйца, рыба, грибы, картофель;
  • с осторожностью употреблять продукты, которые являются частыми аллергенами. К ним относятся цитрусовые, арахис, кетчупы, шоколад и кофеин, клубника, крепкий чай, малина, растения семейства пасленовых;
  • можно употреблять:
  1. нежирное мясо;
  2. желтые и зеленые яблоки;
  3. бобовые;
  4. кабачки;
  5. хлеб из пшеницы 2-ого сорта;
  6. фруктоза;
  7. белокочанная капуста.
  • диета должна корректироваться с учетом личных особенностей пациента, покрывать потребности организма в необходимых макро- и микроэлементах;
  • рекомендуется употреблять свежеприготовленные блюда, чтобы избежать процессов брожения и гниения, которые способствуют сенсибилизации при попадании в организм;
  • помнить о том, что специи увеличивают проницаемость слизистой желудка, а значит необходимо ограничивать их потребление, чтобы снизить сенсибилизацию;
  • при аллергии на витамин «Д» у детей, стоит попробовать перевести их на кисломолочные продукты, так как полное исключение витамина из рациона ведет к развитию рахита.

К проявлениям аллергии в любом возрасте стоит относиться внимательно и искать причину реакций, чтобы избежать осложнений.

Реакция как на витамины, так и на продукты питания может оказаться губительной и привести к тяжелым последствиям вплоть до хронизации воспалительных процессов.

Если вы замечаете, что у ребенка или у вас самих развилась аллергия на витамин «Д», то необходимо немедленно обратиться к лечащему врачу или врачу-аллергологу, чтобы специалисты подобрали терапию и купировали реакцию, пока она не привела к опасным последствиям.

Считается, что витамин Д особенно полезен для грудничков, так как это биологически активное вещество обеспечивает всасывание кальция и фосфора из продуктов питания.

Чаще всего препараты с этим витамином назначаются малышам для профилактики и лечения рахита, однако иногда необходимость в их применении возникает у взрослых. В последнее время многие замечают появление аллергии после применения препаратов с витамином Д.

Истинная аллергия на витамин Д встречается крайне редко, так как это вещество не чужеродно организму человека. В большинстве случаев негативную реакцию со стороны иммунной системы новорожденных провоцируют вспомогательные вещества, входящие в состав таких лекарств. Наибольшей популярностью среди педиатров и родителей пользуется «Аквадетрим», содержащий витамин Д3. В составе этого раствора присутствуют потенциальные аллергены:

  • сахароза;
  • лимонная кислота;
  • анисовый ароматизатор;
  • бензиловый спирт;
  • кремофор EL (макрогола глицерилрицинолеат).

Несколько реже назначаются другие препараты, которые помогают восполнить дефицит холекальциферола, одним из них является «Оксидевит». Его основное действующее вещество - аналог витамина Д3 (альфакальцидол). Кроме того, в составе этого средства имеется вспомогательный компонент ионол. Также для лечения или предотвращения рахита у ребенка может быть назначен препарат «Вигантол». Помимо витамина Д3 он содержит только жиры триглицериды.

На средство «Мульти-табс Бэби» у ребенка тоже нередко возникает аллергия, ведь витамин Д - не единственное действующее вещество в его составе. Этот препарат включает множество других биологически активных и дополнительных веществ:

  • витамин А;
  • аскорбиновую кислоту;
  • сахарозу;
  • кремофор EL;
  • хлористоводородную кислоту.

Иногда малышам рекомендуют прием эргокальциферола - витамина Д2. Ранее считалось, что он усваивается хуже, чем витамин Д3, но основным различием между ними является форма выпуска. Витамин Д3 и его аналоги обычно выпускаются в виде водных растворов, в то время как эргокальциферол растворяют в маслах. Дозировать препарат, изготовленный на масляной основе сложнее, чем водный раствор. В связи с этим эргокальциферол не назначают, если имеются заболевания желудочно-кишечного тракта или нарушения обмена веществ на фоне почечной или печеночной недостаточности.

Симптомы аллергической реакции и передозировки очень схожи. Более того, аллергия на витамин Д во многих случаях бывает обусловлена избыточным поступлением в организм этого вещества. Зачастую родители даже не догадываются о причинах передозировки у грудничков, а их может быть сразу несколько.

  1. Самостоятельная смена препарата и неправильный режим дозирования на протяжении длительного времени. Например, в одной капле «Виганола» содержится примерно 670 МЕ витамина, а в капле «Аквадетрима» присутствует 500 МЕ.
  2. Прием витаминов мамой. Практически любое вещество, поступившее в организм кормящей женщины, может попасть в грудное молоко, а затем и в пищеварительную систему ребенка.
  1. Кормление искусственными смесями. В большинство питательных смесей производители добавляют витамины, в том числе и холекальциферол.

Необходимо помнить, что у ребенка с хроническими заболеваниями выведение витамина из организма происходит медленно, поэтому частично он накапливается. Таким детям дозировка любых препаратов должна быть подобрана с особой осторожностью.

Обычно симптомы аллергии на витамин Д возникают через несколько часов или дней после приема препарата, и исчезают, если прекратить применение. Заболевание проявляется следующим образом:

покраснением, шелушением и высыпаниями в виде мелких пузырьков в области щек, шеи, предплечий, ягодиц и голеней ребенка;

  • бессонницей и беспокойством малыша из-за зуда;
  • снижением аппетита;
  • насморком, чиханием и заложенностью носа;
  • слезотечением, покраснением глаз.

При тяжелом течении аллергии на витамин Д отмечается затрудненное дыхание, кашель, развивается отек лица, рук и ног, плач становится хриплым. В случае появления таких симптомов нужно немедленно вызывать врача. Если заболевание проявляется частыми срыгиваниями, рвотой, запорами или поносами, то высока вероятность острой интоксикации. О хронической передозировке может говорить вялость, нарушение сна, повышенная раздражительность, слишком быстрое закрытие большого родничка и нарушение функции почек, которое покажет анализ мочи.

Первое, что необходимо делать - это временно прекратить прием препарата. При выраженной аллергии на витамин Д педиатр может назначить прием антигистаминных препаратов внутрь («Симпрекс», «Кестин», «Ксизал»). Если развился отек Квинке, врач применяет системные кортикостероиды. Для устранения симптомов дерматита используются противовоспалительные крема («Бепантен», «Бюбхен», «Эпидел»). С целью снятия зуда и уменьшения высыпания может применяться мазь с противоаллергическим эффектом («Фенистил-гель», «Адвантан»).

Следует внимательно выбирать крема от аллергии, так как многие из них содержат большие дозы гормональных веществ, которые для детей небезопасны. Чтобы очистить организм от белковых молекул, вызывающих негативную реакцию, некоторые врачи советуют делать очистительную клизму.

После того, как симптомы аллергии исчезнут, имеет смысл попробовать другие препараты, содержащие витамин Д, при необходимости. Хорошей альтернативой может стать обычный рыбий жир или «Девисол», содержащий из вспомогательных веществ только масло и альфа-токоферол. Если кормящая мама питается правильно и своевременно вводит в рацион малыша прикормы, то организм ребенка будет получать все необходимые вещества. Однако для синтеза витамина Д необходимо регулярное пребывание малыша на солнце. Чтобы снизить риск развития аллергии на витамин Д, придерживайтесь определенных правил.

  1. Ежедневно гуляйте с ребенком, даже в пасмурную погоду определенный процент ультрафиолетовых лучей попадает на кожу. Если вы проживаете в местности, где солнечная погода - большая редкость, старайтесь проводить отпуск в южных регионах.
  2. В качестве альтернативы лекарствам проводят гелиотерапию или ультрафиолетовое облучение детей под специальной лампой.
  3. Выбирайте препараты с минимальным количеством веществ в составе. Чем шире список ингредиентов - тем больше в лекарстве потенциальных аллергенов.
  4. Не стоит давать малышу поливитаминные препараты без предварительной консультации специалиста. Детский организм не всегда нуждается во всех веществах, которые там есть. К тому же необходимость усваивать сразу несколько витаминов может спровоцировать развитие негативной реакции со стороны иммунитета.
  1. Откажитесь от приема витамина Д во время беременности, если на то нет реальной необходимости (показаний гинеколога). Даже незначительный избыток этого вещества в организме беременной женщины может вызвать сенсибилизацию у плода и аллергию в будущем.

Помните, что аллергические реакции у детей часто носят временный характер, ведь иммунитет ребенка продолжает формироваться. Спустя несколько месяцев аллергия может исчезнуть самостоятельно. Однако появление патологических симптомов требует обязательного посещения педиатра, особенно если состояние ребенка не улучшается.

Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно, ведь прием витаминных препаратов может сопровождаться не только аллергией, но также передозировкой или побочными явлениями. Каждое из таких состояний проявляется схожим образом, а увидеть разницу может только врач.

Физиологически активные вещества попадают в организм грудного ребенка с молоком матери, с адаптированными смесями, прикормом. Аллергия на витамин Д у грудничков может появиться при избытке этого важного регулятора обмена кальция и работы иммунной системы. В перспективе гипо- и гипервитаминоз приводят к проблемам в развитии сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем ребенка.

Как разъясняет педиатр с мировым именем Е. Комаровский, аллергию на витамин Д груднички не могут приобрести на прогулках в солнечный день. Чаще всего характерные симптомы острого аллергического состояния у ребенка появляются в случае избытка в рационе кормящей мамы и в сухих смесях кальциферолов. Так называют витамины группы Д - эргокальциферол (Д2) и холекальциферол (Д3). Главные функции связаны с активацией синтеза некоторых гормонов, регуляцией метаболизма кальция и фосфора.

Нехваткой веществ, регулирующих рост костей у малышей, отечественные педиатры озаботились еще в середине минувшего века. После войны в стране возросло число детей, страдающих от рахита. Заболевание связано с нарушением образования твердого костного вещества и возникает на фоне нехватки в организме витамина D (Д). Его всасывание и хранение запасов происходит благодаря жирам (липидам).

Витамин Д2 поступает в организм с пищей, для Д3, кроме алиментарного пути, существует возможность синтеза в коже под влиянием ультрафиолета.

Не удивительно, что женские форумы пестрят сообщениями о случаях аллергии на витамин Д3 у грудничка. «Страшилки» о рахите сыграли с добросовестными мамами злую шутку. В заботах о грудничках они забыли меру, сами «налегают» на продукты, богатые кальциферолами, принимают витаминные добавки, ребенку дают по совету педиатра, покупают витаминизированные смеси.

По отзывам экспертов, гипервитаминоз не грозит при поступлении кальциферолов в детский организм с пищей и регулярном получении дозы ультрафиолета. Двухчасовой еженедельной прогулки в солнечную погоду, при условии, что у ребенка открыто лицо и кисти рук, достаточно для сохранения нормального уровня Д3 в организме ребенка. Накопление витамина происходит с весны до осени, зимой при нехватке инсоляции запасы постепенно расходуются.

В возрасте 0–2 года идет интенсивный рост костей, но кожа малышей еще не производит достаточное количество витамина Д3. При дефиците кальция существует опасность размягчения костей - рахита. Последние исследования ученых выявили участие витамина Д в делении клеток, обмене веществ и формировании иммунитета. При его недостатке возникают нарушения формирования зубной и костной ткани, развиваются аутоиммунные заболевания.

Педиатры часто назначают витамин Д грудничкам в зависимости от времени года, когда новорожденный появился на свет. Если дата рождения приходится на осенние и зимние месяцы, то у малыша могут появиться симптомы дефицита кальциферолов. В организме кормящей грудью женщины при недостатке солнечного света тоже порой не хватает витамина Д.

Если произошла передозировка кальциферолов, то малыш теряет аппетит, страдает от запора, становится апатичным.

Избыток витамина Д может привести к тяжелым побочным эффектам - гиперкальцемии и конвульсиям. Повышение дозы витаминных добавок вызывает обезвоживание, боль в мышцах. Ребенок становится слабым, страдает от рвоты. Меняются сердечные ритмы, откладывается песок, камни в почках, ухудшается работа мочевыделительной системы.

Доктор Комаровский предлагает мамам заняться несложными расчетами, чтобы предупредить аллергию и передозировку. Если младенец находится на искусственном вскармливании, то в течение суток смесь обеспечивает поступление в его организм 600 МЕ витамина Д. Нередко по рекомендации педиатра или по собственной инициативе мама с профилактической целью дает малышу препарат «Аквадетрим». Каждая капля - 500 МЕ витамина Д, а доношенному новорожденному дают по 1–2 капли в день. Мамы гуляют с детьми, и под действием ультрафиолета в коже образуется витамин Д3.

Потребность в витамине Д ребенка до 1 года составляет лишь 400 МЕ в сутки.

Избыток кальциферолов, вспомогательные компоненты в составе аптечных препаратов с этим действующим веществом могут провоцировать атопический дерматит. Симптомы аллергии на витамины у детей, в частности на витамин Д3, проявляются в виде покраснения и зуда кожи, высыпаний, насморка и кашля. Сыпь у грудничков чаще всего возникает на лице, в складке шеи, на руках и ногах. Младенец в таких случаях обычно капризничает, плохо ест.

Серьезную угрозу для жизни ребенка представляют острые аллергические состояния:

  • приступ бронхиальной астмы;
  • отеки в области губ и горла;
  • анафилактический шок;
  • отек Квинке.

При первых симптомах следует прекратить прием витамина, подсчитывать количество кальциферолов, которые ребенок получает с молочными смесями. Сложнее приходится, если ребенку уже вводят прикорм. Яйца, молоко и другие продукты тоже содержат витамин Д. Для избавления от симптомов аллергии нужно ограничить нагрузку на пищеварительную систему малыша, не давать ему больше еды, чем может переварить его кишечник. Это замечание касается смесей и прикорма в рационе ребенка.

Маме грудничка при симптомах аллергии у ребенка следует перейти на нежирный кефир и творог, не употреблять сливочное масло, наваристые мясные бульоны. Рекомендуется давать малютке средства от запора на основе лактулозы. Ребенку и маме полезно принимать кишечные сорбенты - это препараты «Смекта», «Энтеросгель». При зуде и раздражении кожи можно давать малышу антигистаминные капли, обрабатывать сухие, шелушащиеся участки лица и тела кремом «Бепантен» или гелем «Фенистил».

у нас целая эпопея! нам в поликлинике сказали срочно лечь в больницу, номерков к аллергологу мол нет, типа че хотите, то и делайте! заведующая меня назвала эгоисткой три раза, обхамила как могла, послала в левую поликлинику… нас там послали подальше! в итоге я накатала жалобу в минздрав, а сама отправилась на прием к платному аллергологу!!! нельзя кушать обычные адаптированные смеси, аллергия на коровий белок, назначили кушать гидролизаты, полностью расщепленный белок в них и цена огогогого, 850 руб/банка 400 гр, а что делать… вот пояса затянули, родственники помогают еще… назначили лечение… в день супрастин 2 раза 4 дня 1/4, креон 3 раза в день тоже 1/4, энтеросгель пол ложки 3 раза в день за час до еды, потом супрастин отменить, ввести фенистил 3 раза в день по 5 капель, кетотифен 10 дней по 1/4 3 раза в день… наружно сложная мазь 1:1 цинковая+салициловая+стрептоцидовая+адвантан 2 раза в день, через три дня при улучшении адвантана в мазь меньше мешать 1/2, через еще 4 дня адвантан 1/4… добавлять… при улучшении через 2 недели мазать бепаптен или д-паненол… лучше сходить к аллергологу… у нас сильнейшая сыпь ушла через день!!! незнаю может опять проклюкается!!! мне кажется еще делов желудке, надо чтобы каждый день какал, а у нас через день, поэтому в желудке скапливается бяка, попадает в кровь, в итоге бяка на коже… у нас педиатр тот еще врач, студентка-дура, медсестра мне сказала мазать кожу пораженную маслом кипяченным, аллерголог сказала вот и спровоцировали еще большую аллергию… сегодня звонила заведующая, назвала меня по имени и по отчеству, жалоба в минздав дошла, ее видимо хорошо вздрюкнули за халатное отношение к детям и хамство, и в походе к платным врачам, при наличии безплатного в той же поликлинике… так что сходите к аллергологу, не ждите пока станет сильнее… ттт… удачи вам


Кашель может быть сигналом огромного количества недугов. Наличие кашля у грудного ребенка очень часто...
  • Когда и как начать прикорм... Время введения грудному ребенку прикорма напрямую зависит не только от возраста малыша, но и от его физического...
  • Кормление грудью О пользе грудного вскармливания, как для матери, так и для малыша уже сказано и написано очень много....
  • Пищевая аллергия у грудного... Аллергия на те или иные пищевые продукты отмечается у грудных детей довольно часто. Под аллергией подразумевают...
  • Повышение температуры... Огромное количество патологий у грудных детей дают о себе знать в самую первую очередь с повышения температуры....
  • Почему у ребенка до года... У детей грудного возраста запоры – явление довольно частое. Как правило, они вызваны функциональными...
  • Сбой пищеварения у грудного... Грудной ребенок не в силах поведать своим родителям, что, где и как у него болит. Слава Богу, что каждая...
  • Физиологический насморк... В случае если возраст малыша не более двух с половиной месяцев, тогда хлюпающий нос не всегда можно считать...
  • Что делать, если у ребенка... Прежде, чем начать воздействовать на организм ребенка, страдающего запорами, нужно наладить микроклимат...
  • Правила измерения температуры у грудничка
    В самую первую очередь родители должны помнить о том, что измерять малышу температуру следует в момент его полного спокойствия. Не стоит этого делать после того, как ребенок поест либо после сильного плача. В таких случаях показатели чаще всего являются завышенными. Если Ваша интуиция подсказывает Вам, что показатели не совсем верные, через определенный промежуток времени измерьте малышу температуру повторно. Для измерения температуры у грудничков следует использовать специальные цифровые градусники, являющиеся безопасными.

    Способы измерения температуры
    Измерить температуру у грудного ребенка можно несколькими способами, а именно:

    • лобным термометром;
    • ректальным термометром;
    • в подмышечной впадине ртутным либо цифровым термометром;
    • термометром-соской;
    • ушным термометром.
    Как должны вести себя родители, если у их малыша повысилась температура?
    В самую первую очередь родителям нужно взять себя в руки и ни в коем случае не разводить панику. После этого, если есть такая возможность, позвоните врачу и обсудите с ним сложившуюся ситуацию. Врач обязательно расскажет Вам, как нужно действовать в таких ситуациях. Мы же сообщим, что грудничкам при повышении температуры в первую очередь следует давать большое количество жидкости. В случае если повышение температуры наблюдается у ребенка старше двух месяцев, однако он продолжает играть, спать и кушать, тогда особо переживать по этому поводу не нужно. Спокойно дожидайтесь врача. В случае же если у ребенка высокая температура, но при этом его руки и ноги являются холодными, а кожа бледной, тогда любыми способами постарайтесь как можно быстрее снизить температуру. Это важно, так как в противном случае у ребенка могут начаться судороги .

    Приемы, способствующие снижению температуры
    При повышении температуры у грудного ребенка можно использовать как немедикаментозные, так и медикаментозные приемы. Что касается немедикаментозных приемов, то к их числу можно причислить как обмывание тела, так обертывания мокрой пеленкой, обтирание слегка прохладной водой, очистительные клизмы, а также компрессы из воды с добавлением уксуса. Ребенок в таких случаях должен быть полностью раздетым. Если говорить о медикаментозных приемах, то в данном случае на помощь придут специальные жаропонижающие медикаменты. Грудничкам, как правило, разрешается давать ибупрофен , а также парацетамол . Применяются данные медикаменты как в виде свечей, так и в форме сиропа, а также суспензии.

    Каковы методы терапии кашля у грудного ребенка?
    Терапия кашля у грудничков осуществляется, прежде всего, под строгим контролем специалиста. При наличии кашля ребенку необходимо как можно больше двигаться, так как только таким образом можно ускорить отхождение мокроты. Немаловажное значение в таких случаях имеет и массаж . Массажировать в данном случае следует грудную клетку, а также рефлексогенные зоны. Массаж проводится похлопывающими, а также постукивающими движениями с использованием бальзамов на растительной основе. В случае если кашель стал причиной отказа малыша от еды, заставлять его лишний раз не стоит. Зато детям в таких случаях нужно давать пить как можно больше жидкости. В случае если у грудничка кашель был спровоцирован острой респираторной вирусной инфекцией, тогда все мероприятия направлены в самую первую очередь на разжижение, а также выведение мокроты. Воздух в комнате, в которой находится больной ребенок, должен быть влажным. Не обойтись в данном случае и без специальных отхаркивающих лекарственных препаратов.

    Каковы меры профилактики кашля у грудного ребенка?
    Прежде всего, это закаливание . Закалять ребенка следует сразу же после его появления на свет. Чтобы предупредить развитие данного состояния, ребенка следует ежедневно выводить на улицу, причем при любой погоде. Ни в коем случае не курите в помещении, в котором есть ребенок. В случае если в городе отмечается вспышка вирусного заболевания, тогда лучше всего не выходить с младенцем в места большого скопления людей. В случае если заболел кто-то из близких людей, сразу же наденьте на него ватно-марлевую повязку. Как в зимнее, так и в весеннее время года рекомендуется проводить двухмесячный курс профилактики поливитаминными препаратами. Чтобы укрепить защитные силы организма грудного ребенка, ему следует провести специальный курс массажа.

    Что касается введения прикорма позже полугода, то его также стоит избегать. Все дело в том, что уже после шестого месяца организм ребенка нуждается в наибольшем количестве энергии и питательных компонентов, которых в грудном молоке намного меньше. Железо в данном возрасте организм малыша может получить только из каш, предназначенных для детского питания . В этом возрасте очень важно также разрабатывать жевательный рефлекс, что при процессе сосания является невозможным. Помимо этого дети старше полугода нуждаются в психическом и эмоциональном развитии, которое можно получить за счет новых вкусовых качеств, а также новых структур пищи.

    Сразу же отметим, что любой прикорм не в состоянии заменить малышу грудное молоко. Введение прикорма первоначально предусматривает использование однокомпонентных продуктов питания. Это могут быть фруктовые либо овощные пюре, в состав которых входит только один овощ либо фрукт. Грудничкам в этом возрасте можно давать и каши, самое главное не добавлять в них молоко и сахар. Каши тоже должны состоять из одного вида зерновой культуры. Однокомпонентные продукты питания дадут возможность увидеть, каким образом реагирует организм грудного ребенка на те или иные элементы. Очень важно обратить внимание всех мамочек еще и на то, что прикорм следует вводить постепенно, начиная с половины чайной ложечки.

    Первоначально лучше всего остановить свой выбор на безглютеновых кашах, а именно на рисовой и гречневой каше. Дело в том, что именно эти зерновые культуры не вызывают аллергии . Если же у ребенка отмечается дефицит железа в организме, тогда в качестве первого прикорма ему лучше всего дать кашу, обогащенную железом. Что касается овощных пюре, то в самую первую очередь стоит испробовать кабачок либо цветную капусту. Данным овощам также не свойственно вызывать развитие аллергических реакций. Выбирая из фруктов, стоит остановить свой выбор на грушах и яблоках .

    Немаловажно отметить и тот факт, что чрезмерное кутание малыша не сможет уберечь его от тех или иных патологий. Грудных детей наоборот нужно закаливать, но только постепенно. Именно закаливание поможет приучить маленький организм спокойно переносить различные погодные условия, а также частые перемены температуры воздуха. Очень важно, чтобы родители каждый день выводили ребенка на свежий воздух, причем в любую погоду.

    Чрезмерно кутать ребенка тоже ни в коем случае нельзя, тем более, если он находится в помещении. Надевать в комнате малышу платок или чепчик не стоит. Примерно со второго – третьего месяца жизни грудничка начинайте делать ему воздушные ванны – полностью разденьте ребенка и дайте ему полежать совершенно голеньким на животе либо на спине. Вначале продолжительность таких ванн должна составлять не более двух минут. Затем время их проведения постепенно увеличивают до десяти – пятнадцати минут. В летний период такие ванны проводят на улице, но не под прямыми лучами солнца, а в тени.

    Уже начиная с третьего – четвертого месяца можно перейти и к обтиранию тела. Проводится оно рукавичкой, предварительно смоченной в теплой водичке. Обтирание начинаем с ног, затем переходим к груди, животу, спине и ручкам. Сразу же после этого берем мягкое полотенце и тщательно вытираем младенца до тех пор, пока его кожный покров не порозовеет. Следует отметить, что теплой водой проводят обтирания только вначале. Очень важно постепенно уменьшать градус используемой для обтирания воды.

    С самого рождения, малыш контактирует с различными предметами одежды – пеленками, распашонками, штанишками шапочками и так далее. Для малыша невероятно важно, чтобы первый контакт с окружающим миром, в том числе и с одеждой, не причинял отрицательных эмоций. Кроме того, неправильно подобранная одежда может стать причиной появления потницы, аллергии, а также других неприятностей. Познакомимся подробнее с некоторыми особенностями и правилами, которые необходимо запомнить при выборе одежды для малыша.

    МИР РЕБЕНКА

    Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
    Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
    В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

    Двигательные навыки

    Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
    Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
    В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
    Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
    Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
    Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
    Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

    Способность видеть, слышать, чувствовать

    Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
    Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
    Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
    До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
    Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
    Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
    Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

    Понимаем своего ребенка

    Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
    Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
    Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
    Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
    Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
    Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
    . Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
    . Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
    . Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
    . Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
    . Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
    . Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
    . Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
    . Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
    . Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
    . Покатать ребенка в машине.

    Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
    До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
    Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
    Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
    Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
    В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

    КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

    Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

    Практические советы

    Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
    Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
    Меняйте положение ребенка
    Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
    Детский календарь
    Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
    Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
    Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
    Не бойтесь избаловать ребенка
    Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
    Обращайтесь с малышом бережно
    Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

    Время игр

    Зрение
    Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
    В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
    Перемещайте фонарик взад и вперед
    Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
    Покажите язык
    Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
    Слух
    Повесьте колокольчик
    Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
    Танцуйте под музыку
    Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
    Потрясите погремушкой рядом с малышом
    Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
    Осязание
    Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
    Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
    Упражнения
    Упражнения для ног
    Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

    Повседневные дела

    Время кормления
    Сохраняйте хорошее настроение
    Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
    Протяните руку и дотроньтесь
    Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

    Купание
    Первые ванночки
    Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
    Общение через прикосновения
    После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
    Пеленание/одевание
    Поцелуи в животик
    Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
    Разденьте ребенка
    Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

    Время отдыха
    Включите ребенку радио
    Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
    Запишите на пленку шум стиральной машины
    Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
    Дайте малышу музыкальную игрушку
    Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
    Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
    Используйте пустышку
    Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
    Прогулка в коляске
    Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
    Игра теней
    Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
    Пеленки и мягкие подушки
    За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.