Open
Close

Почему девочки взрослеют быстрее мальчиков? Развитие девочек, таки, отличается от развития мальчиков Мальчики опережают девочек

Пришлось заново изучить биологическую сторону вопроса подробнее, так как что-то подзабылось. В общем, с точки зрения биологии девочки действительно "взрослеют" быстрее, чем мальчики, но проявляется это только в половом созревании. Пубертат у девочек начинается в среднем в 12 лет и завершается к 17 годам, а у мальчиков этот процесс в среднем занимает период с 13 до 18 лет. Не могу точно сказать, чем именно это вызвано, но, предполагаю, что природа таким образом хотела увеличить время, в которое женщина может дать потомство.

Если же мы говорим о взрослении, то есть психологическом развитии личности, которое хоть и сопряжено с физиологическим развитием, но в большей степени все же социально. По ссылке внизу есть хорошая статья на википедии по этой теме.

Если мы говорим о том, что взросление - это процесс прежде всего социальный, то мы непременно приходим к тому, что он главным образом культурно детерминирован и зависит от тех социальных условий, в которых растет и развивается человек. У Эльконина Д.Б. есть замечательная книга "Психология игры", в которой он описывает взросление ребенка в северных племенах. Одной из ключевых особенностей описываемой культуры является простота. Мужчины занимаются рыболовством, а женщины "хранением очага". Так вот, в таком обществе ребенок становится взрослым уже в 8-10 лет, когда может самостоятельно ловить рыбу или следить за домом. То есть становится полноценным членом племени.

Быть взрослым в нашем социальном мире это готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности. Проще говоря, автономия, самообеспечение и целостность.

Если исходя из всего вышесказанного посмотреть на наше общество (под нашим я понимаю в данном случае большую часть развитого мира, от США до Германии), то и у тут ведущая деятельность женщин, которая задается как культурная норма, несколько проще в освоении, нежели деятельность мужчин. В том смысле, что среднестатистической девушке легче достичь рождения ребенка, нежели среднестатистическому мужчине найти работу с высокооплачиваемой зарплатой, которая сможет обеспечить всю семью. Поэтому женщины и взрослеют раньше, ведь они быстрее достигают зрелости с точки зрения требований соответствия социальной роли, которая дана им обществом.

Однако если посмотреть на тенденции последних лет, которые главным образом связаны с размытием границ между социальными ролями (и даже гендерами) мужчин и женщин. Мужчины начинают следить за домом, а женщины заниматься карьерой, всё это успешно совмещается. В результате вскрывается условность деления по половому признаку, ставятся под вопрос результаты многих исследований, и, в том числе, устоявшееся мнение, что женщины взрослеют раньше.

В общем, нет, девочки не взрослеют быстрее, это миф.

Они разные с самого начала и развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Конечно, есть индивидуальные различия, но сейчас мы говорим о среднестатистических данных. Ходить мальчики начинают позже примерно на 2–3 месяца, и на 4–6 месяцев позже начинают говорить.

Нейропсихологи, записывая биотоки мозга новорожденных детей, обнаружили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково.

До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму, он их быстрее утомляет. У девочек выше и тактильная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт и в то же время они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки играют в куклы, тряпочки, бусинки, пуговички на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают вдаль предметы, используя все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей... Освоенное пространство по-разному отражается и в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки. Девочки заполняют альбомы принцессами и автопортретами, а мальчики – машинами и военными сражениями.

Замысел природы

Откуда эти различия в психике мальчиков и девочек? Ученые считают, что это замысел природы. В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и, значит, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны прогресс предполагает разнообразие потомков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое – что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Природа «бережет» женский пол, а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. От этого у мужчин больше как полезных, так и вредных генетических мутаций. Например, глухих мальчиков рождается больше, чем глухих девочек. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков.

Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях – и природных, и социальных – мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.

Кто в чем сильней

Как эти особенности мужского «устройства» сказываются на обучении мальчиков? В дошкольном и младшешкольном возрасте девочки в речевом плане «забивают» мальчиков. Их речь развита лучше, но их мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас.

Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. А вот тщательности решения и аккуратности оформления они значения не придают. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить двойку. Девочки же, как и все женщины, лучше выполняют задания типовые, шаблонные, зато тщательно прорабатывают детали.

У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском (подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов) лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение простран­ственно-зрительных задач требует поиска. Поэтому мальчики лучше решают геометрические задачи: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одна на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

* * *

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же детство мальчиков длится дольше. К 7 годам они по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год.

У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше девочек ориентированы на усвоение информации, за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Важно

Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним – неверно и бесполезно. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение. Его мозг отключает слуховой канал и ребенок перестает вас слышать.

Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, принеси, дай, сделай, перестань...». А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: «Мне нравится... Ты любишь? Кто это грустный?...»

Де­воч­ки рож­да­ют­ся бо­лее зре­лы­ми, чем маль­чи­ки, и быст­рее раз­ви­ва­ют­ся.

Как из-вест-но, в со-от-но-ше-нии но-во-рож-ден-ных обо-их по-лов по-след-ние всег-да ли-ди-ру-ют, и особь жен-ско-го по-ла долж-на по-явить-ся на свет бо-лее при-спо-соб-лен-ной, что-бы вы-жить и не на-ру-шить ба-ланс.

Раз-ни-ца в раз-ви-тии меж-ду ма-лы-ша-ми обыч-но со-став-ля-ет 3-4 не-де-ли. Не-ко-то-рый раз-рыв со-хра-ня-ет-ся и даль-ше: маль-чи-ки на-чи-на-ют хо-дить на 2-3 ме-ся-ца поз-же, чем де-воч-ки; на 4-6 ме-ся-цев поз-же на-чи-на-ют го-во-рить.

К на-чаль-ной шко-ле эти раз-ли-чия со-став-ля-ют уже 1 год, а ко вре-ме-ни по-ло-вой зре-лос-ти био-ло-ги-чес-кий воз-раст де-ву-шек опе-ре-жа-ет по-ка-за-тель юно-шей на 2 го-да. Дет-ст-во маль-чи-ков длит-ся доль-ше. А де-воч-ки рань-ше на-чи-на-ют го-то-вить-ся к пре-вра-ще-нию в де-ву-шек, го-то-вых к про-дол-же-нию ро-да.

Уже с пер-вых ме-ся-цев пос-ле рож-де-ния ра-бо-та моз-га у маль-чи-ков и де-во-чек силь-но раз-ли-ча-ет-ся - это вид-но и в по-ве-де-нии, и в иг-рах ма-лы-шей.

Мас-са моз-га у них то-же не-оди-на-ко-ва. В сум-ме эти осо-бен-нос-ти опре-де-ля-ют раз-ный склад пси-хи-ки. Де-воч-ка, как мы пом-ним, с са-мо-го на-ча-ла ори-ен-ти-ро-ва-на на вы-жи-ва-е-мость, а маль-чик - на даль-ней-шее со-вер-шенст-во-ва-ние и про-гресс.

Маль-чи-кам, в от-ли-чие от де-во-чек, для пол-но-цен-но-го раз-ви-тия пси-хи-ки тре-бу-ет-ся боль-ше прост-ранст-ва. При-чем осва-ива-ют они его во всех воз-мож-ных на-прав-ле-ни-ях: ла-за-ют по лест-ни-цам, опус-ка-ют-ся в под-ва-лы, за-би-ра-ют-ся на за-бо-ры. Де-воч-кам до-ста-точ-но ма-лень-ко-го угол-ка, что-бы раз-мес-тить на нем свои «со-кро-ви-ща»: ку-кол, их одеж-ду, по-су-ду.

Маль-чи-кам же не-об-хо-дим прос-тор. Они бе-га-ют друг за дру-гом, раз-бра-сы-ва-ют иг-руш-ки, что-то бро-са-ют в цель, мак-си-маль-но ис-поль-зуя всю предо-став-лен-ную им тер-ри-то-рию.

Свою ак-тив-ность маль-чи-ки про-яв-ля-ют шум-но и рез-ко, а де-воч-ки - ти-ше, но ре-зуль-та-тив-нее. По ста-тис-ти-ке, у маль-чи-ков-до-школь-ни-ков трав-мы слу-ча-ют-ся поч-ти в 2 ра-за ча-ще, чем у де-во-чек.

Уже с 2,5 лет маль-чи-ки ста-но-вят-ся бо-лее на-стыр-ны-ми, иног-да аг-рес-сив-ны-ми, и внеш-нюю враж-деб-ность чувст-ву-ют луч-ше де-во-чек.


Осо-бен-нос-ти вос-при-я-тия и ре-ак-ция на на-груз-ки

Осо-бен-нос-ти ра-бо-ты моз-га у де-во-чек и маль-чи-ков опре-де-ля-ют еще и раз-ни-цу вос-при-я-тия. Пер-вые бо-лее чувст-ви-тель-ны к зву-кам, шу-му, у них вы-ше кож-ная чувст-ви-тель-ность, их боль-ше раз-дра-жа-ет те-лес-ный дис-ком-форт, и они бо-лее от-зыв-чи-вы на при-кос-но-ве-ние. Иг-ры же маль-чи-ков ча-ще опи-ра-ют-ся на даль-нее зре-ние, и при этом они мак-си-маль-но ис-поль-зу-ют все предо-став-лен-ное им прост-ранст-во.

Мальчики более уязвимы перед нервно-психическими расстройствами, которые проявляются в раннем возрасте

Ошибочный путь - привычное жесткое воспитание мальчиков «будь мужчиной»

Мы часто слышим, что мальчишек надо воспитывать сурово, чтобы те не стали неженками. Родительская жесткость преподносится как «желание не испортить ребенка». Но это серьезная ошибка! Подобные идеи основаны на незнании того, как и благодаря чему развиваются дети. Чтобы хорошо расти и развиваться, ребенку нужен заботящийся о нем чуткий взрослый - тогда, повзрослев, он будет обладать самоконтролем, социальными навыками и сам сможет заботиться о других людях.

Недавно клинический психолог и нейропсихоаналитик Алан Шор, теория которого базируется на связи данных нейроисследований и теории привязанности, выпустил обзор эмпирического исследования под названием «Наши сыновья: Нейробиология и нейроэндокринология развития мальчиков под угрозой», в котором детально представлены все аргументы в пользу более внимательного отношения к мальчикам.

Почему опыт раннего детства влияет на развитие мальчиков значительно больше, чем на развитие девочек?

  • Мальчики взрослеют медленнее и в физическом, и в социальном, и в языковом плане.
  • Формирование нейронных связей, регулирующих деятельность мозга в момент стресса, у мальчиков происходит медленнее как в пренатальный, так и в перинатальный и постнатальный период.
  • Негативное воздействие окружающей среды (внутриутробное и внеутробное) тяжелее сказывается на мальчиках, чем девочках. У девочек больше врожденных механизмов, помогающих гибко реагировать на стресс.

Почему мальчикам тяжелее?

  • Мальчики острее чувствуют стресс и депрессию матери еще до рождения, тяжело переживают родовую травму (сепарацию от матери) и безразличное отношение (уход, при котором они не получают эмоционального ответа). В результате формируется травма привязанности, влияющая на развитие правого полушария головного мозга. Отметим, что правое полушарие в первые годы жизни развивается быстрее, чем левое. Именно в правом полушарии создаются нейронные связи, отвечающие за саморегуляцию: самоконтроль и возможности социализации.
  • Новорожденные мальчики иначе, чем девочки, реагируют на происходящий сразу после появления на свет осмотр неонатолога: уровень кортизола (мобилизующего гормона, участвующего в развитии стрессовых реакций) у них повышается сильнее.
  • В шесть месяцев у мальчиков наблюдается более высокий уровень фрустрации, чем у девочек, а в 12 месяцев мальчики сильнее реагируют на негативные стимулы.
  • Шор цитирует исследование Эдварда Троника и Джеффри Коэна, утверждающих следующее: «В мальчиков необходимо больше вкладывать, им сложнее регулировать свои аффективные состояния и, следовательно, малышам мужского пола может потребоваться бóльшая материнская поддержка для того, чтобы научиться контролировать свои эмоции . Такая растущая требовательность будет налагать дополнительные обязательства на человека, заботящегося о маленьком мальчике».

О чем говорят эти данные?

Мальчики более уязвимы перед нервно-психическими расстройствами, которые проявляются в раннем возрасте (девочки более подвержены расстройствам, которые проявляются позднее) . К таким расстройствам относятся аутизм, ранний дебют шизофрении, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и расстройства поведения. Эти тенденции усиливаются в последние десятилетия (небезынтересно отметить, что именно в эти годы больше детей стали отдавать в дневные дошкольные учреждения, многие из которых не предоставляют соответствующий нуждам детей уход (Национальный институт здоровья детей и развития человека, Исследовательское сообщество по раннему уходу за детьми, 2003).

Как утверждает Шор, «принимая во внимание более медленное развитие мозга у младенцев мужского пола, для их оптимального социоэмоционального развития в первый год жизни им необходима надежная связь с матерями, которая выступает естественным регулятором развития».

«Предыдущие страницы этой работы раскрывают мысль о том, что различия между полами в паттернах мозговой активности, влияющие затем на эмоциональную жизнь и социальное поведение, формируются в самом начале жизни, и это поступательное развитие задано не только генетически, но и социально, под воздействием физической среды и социального окружения в раннем возрасте. Мозг взрослого мужчины и взрослой женщины оказываются оптимально взаимодополняемы, позволяя людям взаимодействовать лучшим образом».

Как выглядит неправильная забота о ребенке в первые годы его жизни?

«Разительным контрастом воспитательному подходу в русле теории привязанности служит другой сценарий, при котором в отношениях взрослого и младенца меньше чуткости, эмоционального отклика и правил, чем требуется. Так формируется ненадежная привязанность. В худшем случае в отношениях «взрослый-ребенок» появляется пренебрежение к ребенку и травма привязанности (при плохом обращении и/или пренебрежении), при которой взрослый провоцирует у дезориентированного, не ощущающего опор младенца травматические состояния, оказывающие длительное негативное влияние на ребенка.

В результате нарушения аллостерической регуляции (реакция на избыточный стресс) возникает избыточная нагрузка на растущий мог, гибнут нейроны, отвечающие за сопротивляемость стрессу, появляются долгосрочные разрушительные последствия для здоровья ребенка (McEwen & Gianaros, 2011).

Травма отношений на ранних, важнейших для становления мозга стадиях, таким образом, отражается на постоянной физиологической реактивности правого полушария, делает ребенка уязвимым перед расстройствами, возникающими в более позднем возрасте, и влияет на регуляционные возможности, что позднее выражается в неумении справляться с социоэмоциональными стрессовыми факторами. Ранее я говорил о том, что в связи с медленным развитием мозга у мужчин он особенно уязвим в ситуации нестабильной привязанности, и это ведет к серьезным проблемам в социальной и эмоциональной сферах».

Как правильная забота о ребенке отражается на развитии его мозга?

«В идеальном сценарии развития эволюционные механизмы привязанности, взросления в период роста правого полушария позволяют эпигенетическим факторам социальной среды благотворно влиять на геномные и гормональные механизмы на корковом и подкорковом уровне головного мозга.

К концу первого года жизни и в начале второго центры правого глазнично-лобного и вентромедиального участка коры мозга начинают активно создавать синаптические связи с нижними субкортикальными центрами, включая активирующие системы центрального мозга и стволовой части мозга, а также гипоталамо-гипофизарно-яичникового комплекса. Таким образом формируется способность комплексно регулировать аффективные состояния, особенно в ситуации стрессового межличностного общения.

Еще в 1994 г. я отмечал, что правая часть глазнично-лобной коры мозга, системы контроля привязанности функционально развиваются по разным «графикам» у мужчин и женщин (A.N. Schore, 1994). В любом случае оптимальный сценарий привязанности позволяет развивать систему правового полушария, действенно активировать ее и получать необходимую реакцию от гипоталамо-гипофизарно-яичникового комплекса и автономных активирующих компонентов для оптимальных навыков существования и умения справляться со стрессом».

1. Следует понять, что мальчикам забота нужна не меньше, а больше, чем девочкам.

2. Следует пересмотреть практики родов в роддомах. Инициатива «Роддом беби-френдли» (Baby-Friendly Hospital Initiative) - хорошее начало, но этого мало. В соответствии с недавними исследованиями, уже в момент родов имеется ряд эпигенетических и прочих факторов, имеющих долгосрочные последствия.

Сепарация матери и ребенка в момент рождения - стресс для всех детей, но Шор подчеркивает, что для мальчиков это более опасно: «Отделение новорожденного мальчика от мамы приводит к скачку кортизола в организме и, следовательно, является серьезным стрессом». Повторное разлучение ребенка и матери ведет к гиперактивному поведению и «меняет … предлобно-лимбические пути, т.е. те самые области, которые отвечают за ряд ментальных расстройств».

3. Ребенку нужна ответственная забота. Матери, отцы и воспитатели должны оберегать детей от любых сильных стрессов, терпимо относясь к проявлению ими негативных эмоций. Ошибочный путь - привычное жесткое воспитание мальчиков («будь мужчиной»), запрет на демонстрацию нежности с целью «закалить характер», когда мы оставляем их плакать, когда они совсем маленькие, и требуем от них не плакать, когда они подрастают. К маленьким мальчикам нужно относиться прямо противоположным образом: с нежностью и уважением к их потребностям в объятьях, теплом и добром отношении.

Обратите внимание, что недоношенные мальчики меньше расположены к спонтанному взаимодействию с близкими взрослыми, поэтому с ними следует обходиться с особой заботой, чтобы нейробиологические процессы пришли в норму.

4. Необходимо предоставлять родителям оплачиваемый отпуск. Чтобы родители могли заботиться о детях, им нужно время, силы и энергия. Это значит, что необходимо предоставлять оплачиваемый отпуск матерям и отцам как минимум на год, когда ребенок больше всего нуждается в родителях и заботе. В Швеции политика государства иная и позволяет родителям больше и ответственнее заботиться о детях.

5. Еще один аспект, на который обращает внимание Алан Шор, - влияние неблагоприятной экологической обстановки. Маленькие мальчики весьма подвержены влиянию токсинов, которые нарушают развитие правого полушария (это пластик типа БПА, бифенол-А). Шор поддерживает предположение Ламфиа о том, что «постоянное увеличение нарушений развития у детей связано с влиянием токсинов на развивающийся мозг». Мы должны обратить внимание на проблемы загрязнения воздуха, почвы и воды. Однако это тема другой статьи.

Заключение

Разумеется, мы должны заботиться не только о мальчиках - все дети в этом нуждаются. Для нормального развития любого ребенка необходимо уютное гнездышко, где ребенок чувствует себя в безопасности, где его обеспечивают питанием, теплом и вниманием, снижающим стрессы и позволяющим мозгу развиваться благополучно. Моя лаборатория изучает «эффект уютного гнезда» и отмечает несомненную связь между благоприятной домашней обстановкой и положительными результатами в развитии и воспитании ребенка. опубликовано

Начиная с самого рождения, мальчики и девочки очень отличаются своим поведением и уже в дальнейшем эти отличия наблюдаются во время игры, в детском саду и школе. Как ведут себя мальчики и девочки в различных ситуациях?

Некоторые отличия у противоположных полов замечаются в самые первые месяцы после рождения: улыбаясь, девочки могут кокетливо поворачивать голову в сторону и лучше мальчиков способны отличить лица на фотографиях знакомых людей от фотографий незнакомцев (в 4 месяца). А вот мальчики на это не способны.

Примерно в возрасте 3-х лет речь 99% девочек звучит понятно и правильно, у мальчиков такое происходит только к 4 годам. Когда малыши учатся ходить, у мальчиков наблюдается больший интерес к тому, чтобы осваивать новые территории, причём большинство из них реже подходят к матери за поддержкой.




К 4 годам дети уже разделены по половому признаку и, как раньше, уже могут не играть друг с другом. Девочки в этом возрасте склонны общаться с более младшими, тогда как мальчики пытаются влиться в коллектив старших детей.

Детский сад: мальчиками занято большее пространство, чем девочками, они увлечены предметами, где надо что-то собрать или разобрать. Большинство девочек не склонны к подвижным играм и, если мальчики, в основном, строят из кубиков высокие конструкции, то девочки предпочитают строить низкие и длинные сооружения.

Мальчики могут в 2 раза быстрее девочек собрать пазлы и ошибиться при этом в 2 раза меньше, чем противоположный пол. Для них главное понять – как устроен этот предмет. Мальчики всё хотят изучить, испытать и бросить вызов всему миру.

Периферийное зрение у девочек развито сильнее, они любят сидеть с игрушками, лежащими перед глазами. Поэтому если девочки спокойно играют в комнате с куклами и игрушками, то мальчики будут лазить на диван, подниматься по лестнице или забираться под кровать.

К 7 годам разница в развитии мальчиков и девочек составляет 1 год: опережают девочки. Если в начальной школе девочки превосходят в запоминании цифр, речевых способностях и аккуратности письма, то уже в подростковом возрасте мальчики с лёгкостью решают нестандартные математические задачи, тем самым обгоняют девочек.

В школе: благодаря тому, что у девочек лучше развита речь, на уроках они сначала опережают мальчиков, но после – отстают, когда у мальчиков начинает развиваться пространственное воображение.

Во время игры: мальчики любят соревноваться, девочки во время состязаний могут перессориться. Мальчикам больше нравятся игры, которые развивают их пространственные навыки, а девочки больше любят игры, где раскрываются их межличностные способности.

При разговоре у девочек задействованы оба полушария, у мальчиков же – одно из двух.

После 13 лет у девочек хорошо развита беглая речь и быстрое чтение, красивее почерк, однако геометрические задачи и кроссворды всё же лучше решают мальчики, да и вообще они лучше подходят к решению принципиально новых задач и мыслят интересно и нестандартно, тогда как девочки лучше прорабатывают детали.