Open
Close

Для чего детям развивающие игрушки и как сделать их своими руками. Как приучить детей собирать за собой игрушки Всех по домам

Приветствую всех!

Сегодня у нас в гостях Марина Суздалева, психолог, автор проекта Клуб Увлечённых Мам Сайт Марины о том, как развивать ребенка дома.

В рамках нашей «игрушечной недели» Марина согласилась дать мне интервью о том, что делать, если ребенок постоянно разбрасывает игрушки, как поддерживать порядок в детской и приучить ребенка к аккуратности.

В конце Ваш ждет приятный подарок от Марины.

Не буду Вас долго томить ожиданием, давайте перейдём к интервью.

Елена: Марина, расскажи немного о себе и о том, почему ты решила помогать мамам в вопросе поддержания порядка в детской комнате?

Елена: Да, «завалы в детской» и правда, очень живая тема. Марина, а что нужно делать с самого раннего возраста ребенка, чтобы привить ему навыки аккуратности?

Марина: Существует несколько несложных и понятных правил, которых следует придерживаться, чтобы ребенок рос аккуратным. И чем раньше вы начнете им следовать – тем лучше: есть высокая вероятность, что малыш впитает склонность к порядку «с молоком матери», и эта полезная особенность станет чертой его характера. Итак, какие же это правила:

  1. Подавайте личный пример. До самого подросткового возраста родители являются для ребенка примером для подражания, так что, как говорится, «вам и карты в руки».
  2. Поддерживайте инициативу малыша. Очень важно не пропустить момент, когда у ребенка начнет проявляться естественная склонность к упорядочиванию игрушек и других предметов, а также желание «помогать» маме и папе по хозяйству.
  3. Превращайте уборку в игру. Именно игра является естественным видом деятельности для малыша до 7 лет, в игре ребенок учится и познает окружающий мир, поэтому забудьте скучные слова «обязанности» и «уборка» и организуйте наведение порядка в форме увлекательной игры.
  4. Никогда не наказывайте ребенка «уборкой». Это самый верный способ сделать так, чтобы кроха возненавидел наведение порядка и все, что с ним связано.
  5. Не скупитесь на похвалу. И пусть пока у малыша не все идеально получается, обязательно найдите, за что можно его похвалить – скажем, за то, что он убрал игрушки по собственной инициативе или просто очень-очень старался.

Елена: В каком возрасте следует приучать ребенка собирать игрушки?

Марина: Повторюсь, чем раньше – тем лучше. Я уверена, что даже когда кроха только начинает свои первые самостоятельные перемещения по квартире, у него начинают формироваться первые представления о порядке. И если мы в попытке создать обогащенную среду для ребенка перегружаем детскую разнообразными развивающими игрушками и яркими вещами – именно эта картинка становится для ребенка своеобразным эталоном порядка. Так что если вы – мама ребенка до года – следите за порядком в детской и не забывайте проговаривать свои действия. «Поиграли с матрешкой? Нужно поставить ее на место. Хочешь, мама почитает про колобка? Тогда давай вместе соберем кубики в коробку. Молодец!» и т.п. Это поможет ребенку раньше усвоить азы аккуратности.

В возрасте около года ребенка нужно целенаправленно привлекать к уборке игрушек и лучше всего превратить это занятие в часть ритуала – например, перед сном: собрали игрушки, искупались, надели пижамку, почитали сказку, или перед прогулкой: собрали игрушки, сходили на горшок, оделись. Так формируется привычка.

Елена: Марина, скажи, как и где лучше хранить игрушки?

Марина: Прежде, чем ответить на этот вопрос, напомню, что игрушек не должно быть слишком много. Когда количество игрушек не выходит за рамки разумного, организовать их удобное хранение гораздо проще. Для хранения игрушек сейчас придумано столько разных вариантов, что, пожалуй, можно подобрать то, что подойдет вашему ребенку и впишется именно в вашу детскую комнату. Самое главное – игрушки должны хорошо просматриваться, легко доставаться и убираться ребенком без вашего участия, и у каждой игрушки должно быть свое место.

Елена: Ты, права, очень важно правильно организовать пространство вокруг ребенка. Я знаю, что ты в этом вопросе «продвинутая мама».

Вот как организовано хранение игрушек у Марины.




Елена: Представления ребенка о красоте иногда далеки от идеала, и бывает так, что ребенок упорно хочет навести свой порядок. В результате на всех полочках появляются пластилиновые изделия и на стенах развешаны детские рисунки. Что делать в таких случаях?

Марина: На этот вопрос у меня ответ однозначный. Пусть будет так, как нравится малышу. Во-первых, это ведь его детская, а не ваша спальня или кабинет! Если даже у ребенка нет отдельной комнаты, обязательно выделите ему хотя бы небольшой уголок, где он сможет устроить такой порядок и такую «красоту», которые сочтет нужным. А уж «выставка» детских рисунков и поделок и вовсе одно из важнейших условий формирования здоровой самооценки ребенка и поддержания интереса к творческим занятиям. Так что я – «всеми руками за» J Вообще, попытки навязать ребенку правильный, с вашей точки зрения, способ наведения порядка могут загубить инициативу ребенка, а ведь мы с вами договорились, что будем ее всячески поддерживать.

Елена: Да, согласна с тобой, личное пространство просто необходимо для малыша.

А как поступать в тех случаях, когда ребенку уже 5-6 лет, а навыки аккуратности, так и не привиты? Ребенок ленится, отказывается поддерживать порядок.

Марина: Конечно, в 5-6 лет вряд ли получится сделать склонность к порядку чертой характера, но воспитать такую привычку очень даже можно. Самое главное – последовательность родителей, единство требований со стороны разных членов семьи, опять-таки личный пример и игровая форма. А еще в этом возрасте крайне важно правильно позиционировать домашние дела – не как повинность, а как привилегию. Сделать это будет несложно, если вы не выясняете при ребенке, кому же сегодня придется выносить ведро, и делаете домашние дела играючи, с улыбкой на лице. Да, еще один важный момент - у деток в этом возрасте обостренное чувство справедливости, поэтому, если старшему брату или папе разбрасывание носков по квартире сходит с рук, не надейтесь привить малышу аккуратность.

Елена: Марина, а как ты относишься к стихийным набегам мамы на детскую? У многих женщин в течение недели нет достаточно времени на уборку, и уборка приходится только на выходные. И тогда нервы уже не выдерживают, а в детской «прошел мамай», это начинает просто бесить, и мама старается быстро «раскидать» все по своим местам. А уборка превращается в круговорот: убралась во всех комнатах и уборку можно начинать заново.

Марина: Хотя мой рабочий день составляет всего несколько часов, я не хочу, чтобы уборка занимала у меня более 15 минут в день, да и «генералить» по выходным – тоже не мой вариант. В помощь мамам, которые хотят забыть о генеральных уборках, – система FLY-леди, сейчас она очень распространена, желающие могут найти всю необходимую информацию, забив это словосочетание в любую поисковую систему. Отвечая на твой вопрос, «стихийных набегов на детскую», «раскидывания по местам» и «круговорота беспорядка» можно и нужно избежать – все в наших руках!

Елена: Марина, я слышала, что у тебя сейчас проходит флешмоб “Порядок в детской за 5 дней!”. Расскажи подробнее, что такого интересного Вы там будете делать и можно ли сейчас присоединиться к флешмобу?

Здорово! Марина, спасибо за приглашение поучаствовать, и за это интереснейшее интервью! Очень заинтриговала своим флешмобом. Я и сама пойду и читателей своего блога позову. Такое предложение нельзя пропустить.

Стать участником флешмоба Порядок в детской за 5 дней!

Оригинальные игрушки легко создать из носков, остатков ткани. Посмотрите, как сшить игрушку-подушку, кота Басика, сделать развивающую доску.

Оригинальные игрушки своими руками из носков


Порадуйте детей, смастерите для них вот таких пупсов. Для этого вам понадобится немногое, а именно:
  • носки;
  • нитки с иголкой;
  • лоскуты светлой однотонной пряжи;
  • наполнитель;
  • узкая тесьма;
  • бисеринки темного цвета;
  • ножницы.

Сделать такие оригинальные игрушки могут даже те, кто не умеют пользоваться швейной машинкой. Пригодится только владение иглой.

  1. Разрежьте носок надвое. Одна часть - это стопа. Вторая - пятка вместе с резинкой. Вам понадобится только первая. Набейте ее наполнителем, но не очень плотно. Прошейте иглой справа и слева, чтобы обозначить бока. Также нужно сделать ножки, прошив в нижней части посередине. Зашейте верхнее отверстие, через которое набивали тело для пупса.
  2. Из светлой ткани вырежьте небольшой круг, соберите его на нитку, чуть затяните, набейте наполнителем. Тогда нужно потуже затянуть нить, зафиксировать ее. Пока не обрезайте, а пришейте получившуюся голову к телу, используя ту же нитку.
  3. Вместо глаз пришейте бисеринки. Можно пройтись по щекам румянами, чтобы сделать их более яркими. Место соединения головы с туловищем перевяжите тесьмой.
  4. Возьмите вторую часть носка, отрежьте пятку, она не понадобится. Нужна только верхняя часть - с резинкой. Подверните в месте среза, прошейте тут по краю на руках. Наденьте чепчик на голову кукле, прошейте его наверху, чтобы на конце получился вот такой «хвостик».
Посмотрите, какая получилась оригинальная игрушка, сшить которую своими руками совсем просто. Вы можете смастерить несколько таких и порадовать своих малышей новыми куклами. Есть и другие примеры использования носков, если один из пары потерялся, или эти вещи стали малы ребенку.


Чтобы сделать такого очаровательного котика, вам понадобятся:
  • 2 носка;
  • нитки;
  • иголка;
  • ножницы;
  • синтепон;
  • маркер - лучше водорастворимый.
Один носок нужно набить наполовину наполнителем. Чтобы сделать основу мордочки, скатайте из синтепона и шарик, положите его в верхнюю часть носка.


Зашейте отверстие по прямой так, чтобы получились два ушка.


Маркером нарисуйте черты лица оригинальной игрушке.

Если маркер слишком яркий или не водорастворимый, тогда лучше используйте простой карандаш.



Теперь нужно вышить по данным отметкам, взяв нить соответствующего цвета.


Чтобы подобные оригинальные игрушки-котики обзавелись передними лапками, нужно сделать их из второго носка. Для этого сперва разрежьте его пополам поперек, а далее - как на фото.


Теперь эти лапки надо зашить, набить синтепоном, притачать к туловищу игрушки.


Вот такой замечательный зверек получился. Если он вам понравился, сшейте ему друга.

Мягкая игрушка кот своими руками


Этот персонаж очень похож на героя мультфильма. Как делается такая мягкая игрушка кот выкройка наглядно показывает. Для него потребуются:
  • мягкая плотная ткань бежевого и темно-коричневого цвета;
  • наполнитель;
  • нитки;
  • глазки для игрушек.
Мастер-класс по изготовлению:
  1. Вырежьте две детали брюшка, стачайте их по центру. Две боковые заготовки нужно сшить на спинке. У вас получились 2 детали. Сшейте их между собой в районе лап, хвоста, на боках.
  2. Из соответствующих деталей создайте голову котенка. Из темного полотна вырежьте ему мордочку, притачайте ее на лицо персонажа. Через низ набейте голову наполнителем. Наденьте ее на шею котенка, пришейте потайным швом на руках.
  3. Каждое ушко состоит из двух деталей - из коричневой и бежевой ткани. Эти треугольники сшивают попарно, выворачивают через пока еще незашитый низ. Затем уши нужно пришить к голове, сделав на них по складке.
  4. Осталось пришить глазки, вышить усы, ресницы, рот и нос светлыми нитками, и мягкая игрушка, своими руками которую создавать так интересно, готова.

Как сшить оригинальную игрушку-подушку?

Малыши очень любят такие предметы. Сначала они играют с этими мягкими игрушками, затем, когда устанут, используют их в качестве уютных подушек.


Перед тем как сшить игрушку-подушку, приготовьте:
  • ткань, приятную на ощупь;
  • наполнитель;
  • ножницы;
  • розовое полотно для отделки.
Из основной ткани вырежьте следующие детали в таких количествах:
  • 2 шт. для головы;
  • 4 - для уха;
  • 2 - для тела;
  • 2 - для 2 хвоста;
  • 2 - для накладки на ухо.
Поможет сшить мягкую игрушку выкройка. Переснимите её, приложите к ткани, вырежьте с припусками.

Набейте тело и хвост наполнителем. Пришейте хвост к телу, туда, где стоит разметка. Притачайте голову, предварительно набив ее небольшим количеством наполнителя. На ухо прикрепите булавками накладку, притачайте ее, подвернув края. Второе ухо оформите так же.

Из розовой ткани вырежьте нос, сердечко, украшения для хвоста. Пришейте и их. Получилось чудесное изделие. Если вы хотите знать, как сшить игрушку-подушку, чтобы она была похожа на забавного медвежонка, тогда посмотрите еще один мастер-класс.


Для этого потребуются:
  • бежевая и белая ткань;
  • кусочек черной кожи;
  • наполнитель;
  • нитки;
  • иголка;
  • ножницы.
Из бежевого полотна вырежьте основу для тела, из остатков выкроите передние лапы.


Как видите - они овальные, с нижней стороны прямые. Прострочите детали попарно. На переднюю часть мишки пришейте светлое лицо, черный нос. Чтобы сделать его, вырежьте небольшой круг из кожи, соберите на нить, набейте наполнителем. Пришейте на лицо игрушки.


Теперь сложите перед и спинку лицевыми сторонами, вложив между ними сшитые лапки. Прострочите по краю, оставив зазор. Через него выверните заготовку. Набейте ее наполнителем, зашейте отверстие.

Сделать такие оригинальные игрушки можно из остатков ткани. Если есть однотонная, получится мордочка собаки и кошки, а из цветной - их тела.


Сшить игрушку подушку в виде совы поможет следующая выкройка. Она создается из основной ткани, а из цветной - красивая юбочка птицы.


Если хотите, чтобы ребенку еще больше понравилась игрушка, тогда сшейте и маленьких совят. Притачайте на живот сове широкую полоску ткани, отстрочите ее вертикально, чтобы получились карманы. В них положите совят. Чтобы они хорошо держались, прикройте крыльями мамы-птицы. Застегните их на пуговицы.

Игрушки из помпонов

Они получаются теплыми и уютными.

Чтобы их сделать, понадобятся:

  • картон;
  • карандаш;
  • круглые шаблоны диаметром 2,5–7 см;
  • разноцветная пряжа;
  • острые ножницы;
  • войлок;
  • клеевой пистолет.


Используя крышки, начертите круги. Положите по центру монеты меньшего диаметра, обрисуйте их. Вырежьте получившиеся картонные колечки. Сделайте сбоку каждого вырезы.


Совместите две заготовки из картона одинакового размера. Намотайте на них плотно пряжу. Разъедините картон. Прорезая по центру пряжу, вложите посередине нить, затяните её, перевяжите.


Для каждого животного нужно сделать по два помпона разного размера. Меньший станет головой, больший - телом.


Соедините эти элементы, связав их нитями. Вырежьте ушки, глаза, нос для очаровательного зверька, прикрепите их клеевым пистолетом.


Овечка делается из белых ниток, глаза вырезают из черной ткани, нос - из розовой, уши - из белой.


Цыпленка создайте из желтых помпонов.


Вот такие оригинальные игрушки можно сделать своими руками.


Если у вас дома есть малыши, смастерите для них из остатков материалов полезные вещи.

Оригинальные развивающие игрушки своими руками


Мягкие книги - незаменимая вещь для малыша. Такие развивающие пособия интересно делать своими руками, тем самым, сэкономив немалые средства. Чтобы сделать подобные развивающие игрушки, потребуются:
  • ткань;
  • нитки;
  • ножницы;
  • листовой наполнитель;
  • элементы отделки.
Вырежьте прямоугольники из ткани, сверните каждый пополам, вложите листовой наполнитель, застрочите края, первый лист готов.

Если у вас нет швейной машинки, прошейте каждый лист наметочным швом на руках, делая длинные стежки.


Так же сделайте и остальные страницы. Каждая должна чему-то учить малыша. На одну вы можете пришить кед, закрепить на нем шнурок, чтобы ребенок тренировался зашнуровывать его.

Пусть девочка научится плести косу. Для этого пришейте три ленточки на верхнюю часть страницы.

Полезно ребенку познакомиться и с часами. Из светлой плотной ткани вырежьте круг, пришейте к нему цифры. Их темного полотна вырежьте стрелки часов. Закрепите их в центре циферблата.

Чтобы ребенок изучал с малых лет и геометрию, вырежьте из лоскутов различные фигуры, пришейте их на книгу. Такие же парные нужно создать из ткани и пристрочить к ним липучку. Малыш будет искать парные фигуры, сопоставлять их.

Можно не шить книгу, а на плотный драп прикрепить геометрические фигуры, пусть ребенок находит для них пары.



Если у вас есть картонные коробки, смастерите из них для мальчика целый комплекс для машин, где будет:
  • мойка;
  • автозаправка;
  • гараж;
  • стояк.


Из этого же материала можно сделать автомобили. Их же вы смастерите из дерева, фанеры.

Развивающая доска своими руками


С такой игрушкой не соскучишься! Ведь здесь так много интересного, можно прокрутить телефонный диск, научиться закрывать и открывать настоящий замок. Теперь не нужно щелкать цепочкой двери, задвижкой, так как все это будет на доске. Счеты помогут ребенку научиться считать, весы - взвешивать предметы.

Чтобы сделать подобные «умные» оригинальные игрушки своими руками, потребуются:

  • дверной замок, защелка, цепочка, ручка;
  • счеты;
  • весы;
  • выключатель;
  • пуговицы;
  • ткань;
  • резинки;
  • выключатель;
  • клеевой пистолет;
  • цветной картон;
  • саморезы;
  • лист МДФ;
  • кед и т. д.
Последовательность изготовления:
  1. Разложите предметы на подготовленной доске. Посмотрите, как расположить замок, чтобы он хорошо закрывался. Это же касается щеколды, дверной цепочки.
  2. Прикрутите саморезами одну половину замка к одной дощечке, а другую и дверную ручку ко второй. Таким же образом присоедините к МДФ эти дощечки.
  3. Чтобы счеты находились в рабочем состоянии, можно было погреметь их «костяшками», прикрепите к доске только раму.
  4. Приклейте весы, ключницу, другие предметы, используя силиконовые стержни горячего пистолета. Из картона вырежьте основу телефона, приклейте её на доску, в центре закрепите циферблат.
  5. Из ткани вырежьте маленькое платье, пришейте к нему пуговицы и резинку в виде петель. Пусть ребенок учится расстегивать и застегивать одежду.

Вы можете использовать для оформления развивающей доски различные предметы, которые имеются у вас дома.

Оригинальная игрушка - кот Басик

Эта игрушка полюбилась и детям, и взрослым. Милый кот шьется из приятного на ощупь материала.


Если вы хотите быстро создать такую оригинальную игрушку, тогда используйте простую выкройку.


Внизу спинки и животика нужно сделать по выточке, тогда эти детали станут более объёмными.

На выкройке Басика места выточек обозначены треугольниками. Просто нужно сопоставить противоположные стороны каждой фигуры и прострочить на изнанке.

  1. Мордочка состоит из двух одинаковых деталей, выкроенных в зеркальном отображении. Их нужно соединить, сшив в центре.
  2. Для каждой лапки нужно выкроить по 2 делали. Всего понадобится по 4 детали для задних и столько же для передних лап.
  3. Сшейте парные детали на изнанке, оставив не зашитым верх. Выверните лапки, набейте их наполнителем. Пришейте мордочку к животику.
  4. Вот как сшить Басика дальше. Чтобы собрать эту оригинальную игрушку, положите переднюю часть на заднюю, вложите между ними передние и задние лапы, поместив их на свои места. Выверните игрушку через отверстие, оставленное внизу.
  5. Набейте зверюшку небольшим количеством наполнителя, зашейте отверстие на руках.
Для опытных портних можно посоветовать другой вариант. Такая выкройка Басика подойдет для них.


Здесь лапки с пальцами. Не забудьте пришить игрушке хвост. Он дан на выкройке.


Из обрезка цветного полотна сшейте рыбку, вложите её Басику в лапы.


Вы можете нарядить кота по своему усмотрению, одежда для Басика тоже шьется не сложно.


Если это зимний вариант, подойдет шапка-ушанка и шарф. Первую вы сошьете из остатков меха, а шарф свяжете из пряжи.

Вот какие оригинальные игрушки можно создать своими руками. Выбирайте понравившиеся и приступайте к рукоделию. А чтобы упростить процесс созидания новых вещей, получить идеи для вдохновения, посмотрите подобранные видеосюжеты.


Самостоятельность проявляется по-разному: в умении принимать независимые решения (от до развивающих спортивных и художественных занятий), вести себя соответственно ситуации (с детьми и взрослыми, со знакомыми и незнакомцами), самому заботиться о себе и своей собственности. В том числе - убирать за собой игрушки перед сном. Научить этому малыша, тем более - заставить его это делать - работа чрезвычайно сложная. И все-таки попытаться стоит!

Топ-3: как ребенка научить убирать игрушки

  1. . Как и во всех личностных проявлениях (взаимоотношениях с близкими, и саморазвитии, увлечениях, хобби и ежедневных привычках), в уборке вещей за собой ребенок зависит от родителей . Если мама, приготовив обед, сразу же моет посуду и убирает остатки продуктов на место, по окончании трапезы моет посуду, не отвлекаясь на сериалы и , а папа, вернувшись с рыбалки, мгновенно раскладывает удочки и снасти, а одежду вешает в шкаф, а не бросает на пол и диваны, то вопроса: «как заставить ребенка убирать игрушки» просто не возникнет. Кроха с первых месяцев видит, как родители ведут себя в быту и усваивает нормы их поведения (а не «правильные» теории — слова, произносимые во время «душеспасительных» бесед). Убирайте за собой помогайте ребенку прибираться в детской - и проблема будет решена!
  2. «Подкуп ». Мы вовсе не имеем в виду всевозможный шантаж - от эмоционального до материального («Не пойдешь в кино», «Не получишь карманных денег», «Не купим новый »…)! В воспитательном аспекте можно говорить о неких посулах, для ребенка важных и связанных с межличностными взаимоотношениями с мамой и папой (последнее особенно важно в связи с тотальным к подрастающему поколению). К примеру, вечером, незадолго до сна, можно малыша попросить навести порядок в детской, предложив после его любимую книгу, рассказать сказку, посмотреть вместе диафильм. А вот грозить и лишениями (тех же или сладкого после ужина) - не стоит - непедагогично и по-человечески жестоко;
  3. «Соревнование» или «игра». Если кроха не достиг еще , его легко втянуть в любую активную деятельность , вне зависимости от её пользы. Главное - чтобы было весело! Как приучить ребенка убирать игрушки? Устройте «Олимпийские игры» : кто быстрее соберет все машинки в коробку, кто сложит пирамидку быстро и без ошибок, кто книги поставит на полку, не помяв и не порвав и т. п. Малыши мгновенно включаются в предложенные родителями «конкурсы», даже нет необходимости сулить им награду и призы. Искреннее участие мамы, отсутствие у папы недовольного взгляда, отвлеченного от «мега-важных» дел - лучшая награда для ребенка! За которую можно не только в детской убрать, но и уроки сделать с удовольствием и плохих слов не говорить и вообще быть паинькой!

Уборка игрушек волнует родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду. Чем рискует мама, которая не привлекает малыша к наведению порядка, считая, что быстрее и проще все сделать самой? Психолог Анна Быкова в своей новой книге "Как стать ленивой мамой" рассказывает, чем именно "ленивая мама" полезна для .

Как научить ребенка убирать игрушки? Этот вопрос мне задают очень часто. По популярности проблема уборки игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (приучение к горшку, проблемы со сном и аппетитом). Если честно, я не знаю единого работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет убирать за собой. Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое, возможно, подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.

История первая: что нравится игрушкам

Детский сад, группа трехлеток. Типичная ситуация: похватали все игрушки с полок, поиграли и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо убрать. Зачем?

Подзываю детей к себе.

— Ребята, вы любите, поиграв в садике, возвращаться домой?

— А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы вам это?

— Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, когда их кидают где попало и там забывают. Давайте все вместе вернем игрушки в их домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?

Мораль. До ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.

История вторая: сказка для уборки

Сашке три года. С его фантазией, похоже, даже игрушки не нужны. Чтобы весело провести время, ему достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе, трасса — раскатанный по квартире рулон мягкой двухслойной. «Упс, — думаю я, — опять не успела спрятать последний рулон. Уже поздно, в магазин идти неохота, придется использовать бумажные платочки...»

А в это время началась снежная буря. Мягкая двухслойная из лентообразной превратилась... Не знаю, во что она превратилась. Мелкими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».

Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше, Сашу «сугробы» устраивают. А маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» — Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!». Значит, надо убедить ребенка, что снег нужно собрать.

— Саш, Деду Морозу очень нужен твой снег.

— Да?! А зачем?

— Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца защищаться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.

— Мам, — спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, — а как снег к Деду Морозу попадет?

— Как, как, — с ходу придумываю я, — мы на балконе пакет оставим. Он прилетит и заберет.

Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».

Старший, Арсений (он все слышал) аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:

— Мама, ты же обманываешь?

— Нет, я не обманываю. Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому-то от этого плохо?

Мораль. Любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.

История третья: разделить задачу на кусочки

Сашке четыре года. Ставлю перед ним задачу: убрать игрушки. Он начинает ныть, что это долго, что игрушек много, что он не справится, что он устанет и что ему неплохо было бы помочь.

В детской такой бардак, что даже у меня родилось ощущение: это прибрать невозможно.

— Хорошо, — говорю я, — собери сейчас только машинки в этот короб.

Задача проста и понятна, и Сашка быстро справляется.

— А теперь только кубики в этот ящик... А теперь всех солдатиков в эту коробку... Ну, вот, осталось только мусор подобрать.

Мораль. Если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.

История четвертая: сколько нужно игрушек?

Новый детский сад. Группа только что набрана. Есть несколько кукол, несколько зайцев, несколько машинок, пара конструкторов. Есть десять детей, которые за две недели пребывания в садике научились убирать игрушки за собой.

Дети быстро выучили, где «живут» зайцы, куклы, машинки и кубики. Уборка после игры проходила легко. А потом в садик закупили новые игры и игрушки: пальчиковые куклы, посуду, «больничку», мячики, еще конструкторы, пирамидки, пазлы, мозаики, животных, железную дорогу, паровозики с вагончиками, лото, домино...

Я всё расставила по полочкам, по принципу каждой игрушке — свое место. А утром пришли дети и смели все на пол. Не со зла, конечно, и не из хулиганских побуждений. Просто они так играют. В возрасте двух-трех лет чаще в ходу простые манипуляции с предметами: повертел в руках и бросил на пол. Чем больше игрушек на полках, тем больше потом на полу.

Но вот подошло время обеда. Сил и терпения на уборку у детей не остается. Поднять игрушки с пола они смогли, но вот классифицировать и расставить по местам — для них это непосильная задача.

Мораль. Игрушек в зоне досягаемости должно быть столько, сколько ребенок может прибрать.

Р. S. После этого я оставила прежний комплект игрушек плюс пирамидки. А новые игрушки вводила постепенно, по мере того как дети запоминали, куда что убирать. Предлагая новую игрушку, рассказывая, как с ней играть, я не забывала показать и «место ее жительства». Не обошлось и без подсказок: на полку или ящик я наклеивала изображение той игрушки, которая там «живет». Если ребенок забывал, куда поставить пирамидку, он просто искал соответствующую картинку на полке.

История пятая: играет тот, кто убирает

Периодически в группе появлялись не только новые игрушки, но и новые дети. Они не умели убирать игрушки по правилам. А некоторые еще и не хотели этому учиться.

— Егорка, почему ты не прибираешься? Все ребята расставляют игрушки по местам, а ты продолжаешь играть.

— А я устал.

— Если устал, посиди вот здесь, на стульчике, отдохни. Как отдохнешь или скучно станет, приходи нам помогать.

Сидеть на стульчике скучновато. Но помогать не хочется. Ребята убрали игрушки, попили сок и вышли на прогулку. На улице тоже есть игрушки: машинки, совочки, лопатки, мячики.

— Егорка, ты зачем берешь лопатку? А вдруг устанешь?

— Егорка, не трогай машинку. Сиди, отдыхай.

— Егорка, что же ты мячик берешь? Его же тоже потом на место положить надо, а ты устаешь...

Егорка не выдерживает:

— Да я не устану!

— И приберешь потом?

— Хорошо. Бери что хочешь, но обязательно возвращай на место.

Мораль. Кто не убирает за собой, тот и не играет!

P. S. Дома я реализовывала это правило следующим образом: если игрушки после игры оставались на полу (вот ведь упрямство!), я убирала их в коробку на антресоли и доставала только через неделю.

P. P. S. Участница моего тренинга для родителей рассказала историю о применении этого же правила в привычном для ребенка формате сказки:

— Игрушки надо убирать. Приучала, приучала я сына к этому, два года мы игрушки вместе убирали, и вот однажды сын запротивился: «Не буду и все, пусть так лежат». Ну ладно, пусть лежат, пошли спать. А утром просыпаемся — игрушки у входной двери выстроились, на выход готовятся! Дима им: куда это, мол, собрались? «Искать новых хозяев и домики новые, а то холодно же на полу». Посмотрели: машинка гоночная проскочила, кегли и пара книжек успели убежать, когда папа выходил. Пошли мы их с Димкой искать. Оказывается, консьержка успела поймать беглецов! Консьержке в благодарность за бдительность дали конфету. А игрушки теперь всегда спят на своих местах.

С течением времени наши маленькие детки подрастают и у нас к ним конечно же вырабатываются определенные требования. Одно из основных пожеланий родителей к малышу - научить его бережному отношению к своим вещам.

Детям часто тяжело объяснить почему так важно беречь игрушки, книжки, одежду… Иногда это даже становится проблемой - не для ребенка, конечно, а, в основном, для родителей. Почему?

Да потому, что не всегда и не каждый родитель знает как найти правильный поход к малышу, показать и доказать ему, что:

  • нельзя специально ломать игрушки;
  • нельзя целенаправленно рвать книги;
  • нельзя каждый раз оставлять игрушки разбросанными по всему дому;
  • нельзя специально пачкать одежду и т.д.

Понятно, что дай волю родителям, и список этих «нельзя» будет бесконечным. Поверьте, я не агитирую сделать из ребенка правильного робота. Каждый малыш должен хоть раз в жизни попробовать порвать книгу, журнал и еще какие-то вещи, поломать не одну игрушку, и сделать 100 раз в доме приличный беспорядок… Но в жизни мамы и ребенка рано или поздно настанет момент, когда все же маме захочется научить малыша правилам, по которым живет вся семья, и это естественно и правильно.

И поэтому сейчас я хочу рассказать о маленькой части воспитательного процесса, которую можно назвать: «Бережем свои вещи», или: «Как приучить ребенка беречь и собирать игрушки?».

Учим ребенка собирать игрушки

Как это сделать:

  1. В форме игры . Я думаю важно начинать обучение ребенка элементарной дисциплине постепенно, не нагружая его сразу строгими правилами и запретами. Учитесь играя, причем такие игры полезны уже с самого раннего сознательного возраста. Думаю в полтора года ребенок уже способен время от времени играть с родителями в такую игру. Можете сыграть с малышом в игру «Кто больше соберет игрушек в ящик?», или «Кто первый соберет игрушки с выделенного ему участка?», «Как наполнить коробку кубиками?» . Естественно, давайте карапузу выиграть. Можете придумать вознаграждение победителю: серия любимого мультфильма, чтение интересной книги, лакомство, ванна с пеной и игрушками, или что-то другое, что любит ваш ребенок.
  2. Подавайте малышу собственный пример : «Мама готовила на кухне и потом все убрала», «Папа чинил кран в ванной и убрал все инструменты», «Семья ужинала вместе и вместе все убрали со стола посуду», «Братик учил уроки и убрал все на свои места»… Примеров из жизни множество, возможно они вам помогут, ведь дети так хотят подражать взрослым и быть самостоятельными. Ребенку нужно время от времени, под настроение объяснять и показывать как важно быть аккуратным и убирать свои вещи на место. Ведь разбросанная по всему дому еда, посуда, одежда, книги, инструменты и игрушки превратят жилище в некрасивый и неуютный дом, где никто не захочет жить.
  3. Можете прочесть сказки Корнея Чуковского: «Федорино Горе» или «Мойдодыр». Впрочем, это первое, что мне пришло на ум, вы наверняка найдете более удачные близкие именно вашему малышу стихи или сказки.
  4. Выберите вместе с малышом красивый мешок для игрушек или ящик , такой что-бы нравился ребенку и ему хотелось его наполнять. Также вместе продумайте место в котором будут стоять эти игрушки. Возможность самостоятельно выбирать может пробудить в ребенке желание действовать по правилах взрослых.
  5. Если четыре выше изложенных способа плохо действуют или ребенок напрочь отказывается убирать самостоятельно разбросанные игрушки есть один очень действенный способ: «Игрушки обиделись и исчезли» .

Ребенок отказывается собирать игрушки

Ребенок отказался собрать после себя игрушки, мама все оставляет на своих местах, кладет малыша спать, а потом начинается волшебство. Быстренько собираем игрушки и хорошенько их прячем, так что бы ребенок их не нашел . Ваш малыш просыпается и через некоторое время начинает искать свои любимые игрушки.

На вопрос: «Где они?» - вы отвечаете, что обиделись наверное, и ушли.

Варианты развития событий:

  • Малыш начинает искать, плакать, психовать и т. д. Здесь маме важно выдержать момент. Ребенок должен осознать свою ошибку и то, в чем именно он был неправ, почему игрушки убежали и захотеть все исправить.
  • Нельзя отдавать малышу игрушки сразу при первых слезах , которыми он надеется прошибить любящую маму. Ребенок должен вслух сказать, что он сделал неправильно, и попросить прощения у своих игрушек (это уже на ваше усмотрение).
  • По прошествии времени, как-то отвлеките малыша и верните игрушки на место. Детскому счастью не будет придела и далее малыш будет гораздо более бережно относиться к своим игрушкам.
  • Вероятно, что через некоторое время ребенок может забыть о том, как от него сбежали игрушки - это сигнал к тому, что урок стоит повторить еще раз .

Ребенок портит вещи

Если ребенок бездумно рвет книги : Объясните, что так делать нельзя. Предложите ему порвать ненужную газету. Возможно, его увлек именно процесс «разрывания бумаги». Если это не помогает, думаю в самый раз будет применить способ «Книги обиделись» ведь рано или поздно ребенок захочет посмотреть красивые картинки и почитать вместе с мамой сказку. Разорванные странички книг после «возвращения» нужно обязательно склеить вместе.

Возможно, некоторым мамам знакома ситуация, когда ребенок постоянно целенаправленно или просто бездумно портит свою одежду : пачкает, рвет, разбрасывает, теряет. Возможно, вам также поможет способ «Одежда обиделась и убежала» . Целиком вероятно, что после исчезновения любимой футболки и брюк ваш ребенок будет более внимателен к тому, как он себя ведет в этой одежде или где он ее оставляет. Взамен любимым красивым вещам советую подыскать что-то достаточно старшенькое, такое, что явно не по душе будет вашему чаду. Это должно позитивно отразится на отношении ребенка к собственной красивой и чистой одежде.

Ребенку постарше нужно предложить самостоятельно постирать, погладить, зашить, починить ту одежду, которую он испортил.

Если вашего неугомонного ребенка не унять на прогулке, и он каждый раз не смотря на запреты приходит с разорванными штанами - лучше просто подыскать ему специальную одежду для прогулок (что-то попроще и подешевле).

Это были всего лишь мои советы… Надеюсь и даже знаю - они должны стать вам полезными, если у вас возникают подобные проблемы, поскольку эти советы взяты из собственного опыта, которым со мной поделились более опытные мамы.

Возможно у вас есть свои интересные методы воспитания детей? Мамы иногда прибегают к очень оригинальным и в тоже время гуманным и действенным способам воспитания своих детишек. Обязательно пишите в комментариях!

Доктор Комаровский: как воспитывать непослушного ребенка